Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Кого больше ждать в Таджикистане: КНР, США, РФ или талибов?

Опубликовано в газете «Asia-Plus» (Таджикистан):

Кого больше ждать в Таджикистане: КНР, США, РФ или талибов?

26.11.2010 . Автор: Беседу вел Хулькар ЮСУПОВ

Талибы условно делятся на черных, белых и серых. Где может начаться дестабилизация в Центральной Азии? Каковы перспективы Нового Среднего Востока? Корреспондент «АП» беседует с Юрием Крупновым, председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (г.Москва).

Говорить о талибах – значит ни о чем не говорить

- Давайте начнем с ваших прогнозов относительно ситуации на юге Таджикистана, да и во всем регионе

- ЕСЛИ строить чистые прогнозы, а это значит – продолжение во времени тех обстоятельств, которые есть сегодня, и которые мы не собираемся изменять, то нужно учесть два главных момента: во-первых, напряжение в регионе не нужно никому, в т.ч. и США. И второе – важно то, что вся Центральная Азия, кроме Казахстана, – уже зона актуальной нестабильности. И события в Кыргызстане тому пример.

Что касается талибов, то это группа крайне разнородных формирований. Для простоты мы определили три типа сегодняшних талибов: черные, белые и серые. Первые – исключительно боевики, которых движение Талибан использует как прикрытие, и которые подчиняются тем, кто им платит. Белые – оппозиционно настроенные жители Афганистана, которые берут в руки оружие, поскольку не приемлют присутствие на своей территории иностранных военных. Это – не отпетые талибы. В этом плане талибов образца 1994-95 годов уже нет.

Это своеобразный бренд, под который маскируются разношерстные группы. Серые – группы, действующие в интересах Пакистана или других государств, в зависимости от обстоятельств выступающие то как черные, то как белые талибы.

- Юрий Васильевич, мои афганские друзья склонны считать, что у них в стране существуют и некие отдельные боевые группы, которые выдают себя за талибов, но служат интересам не только США, но и некоторых европейских стран.

- Можно согласиться с ними, тем более, что черные талибы являются чистой воды наемниками, обслуживающими, в том числе и интересы отдельных государств западной коалиции в Афганистане. Не случайно президент Афганистана Хамид Карзай в апреле публично заявил о вертолетах без опознавательных знаков, которые перебрасывают группы якобы талибов с юга на север страны в целях дестабилизации там обстановки. У кого в Афганистане есть вертолеты? – ответ на этот вопрос позволит многое понять про «талибов». Итак, говорить о талибах – значит ни о чем не говорить. Надо говорить о конкретных группировках, на кого они работают, у кого получают деньги. В этом плане любопытен тот факт, что в конце 2009 и начале 2010 годов при активизации переговоров одной группы талибов с официальной властью Афганистана были уничтожены некоторые руководители таких групп, имеющие признаки толерантности к Карзаю – то есть это были талибы «проафганские» и т.п.

В этой ситуации утверждения таких российских политиков, как Рогозин и Чуркин, пугающих с высоких трибун, что талибы скоро чуть ли не возьмут Москву, выглядят неадекватными. Талибы никогда целенаправленно не включались в боевые, провокационные или диверсионные операции на территории ЦА. Талибы, по определению того же Збигнева Бжезинского, представляют националистическое, в основе своей пуштунское, движение, и никогда не собирались покидать территории своих племен. И смешно представить, что талибы маршируют, скажем, по улицам Таджикистана, равно как представить пуштунов на улицах Узбекистана или Кыргызстана.

 

Сообщения из Душанбе - купированы

- КАК вы оцениваете на этом фоне ситуацию в Таджикистане с учетом последних событий в Душанбе, Раште и Худжанде?

- Как бы нам не преподносили ситуацию в Таджикистане, происшедшие события в целом, скажем так, купированы. Мало кто сомневается в эффективности таджикского государства. Ситуация здесь вовсе не такая, что, мол, серая зона, власти нет, происходят непонятные войны. Таджикистан – уникальное государство на постсоветском пространстве, его государственность зародилась на примирении после страшнейшей гражданской войны. Вряд ли какая-то более-менее значительная часть населения внутри Таджикистана хотела бы вернуться в ужасы той войны, тех страшных лет. И вряд ли можно ожидать дестабилизации ситуации в стране на основании поддержки каких-то внутренних сил. Другое дело, применение внешних факторов дестабилизации: первый случай - путем засылки боевиков, которые и могут называть себя «талибами». Ведь 100-200 боевиков могут привнести в страну неисчислимые бедствия, так как они обучены всем тактическим действиям ведения партизанской войны. Второй случай - если кто-то попытается использовать имеющиеся противоречия между Таджикистаном и Узбекистаном, которое, к счастью, представляется все-таки преимущественно идеологическими недоразумениями. Очевидно, подобные сценарии прорабатываются, и могут в определенных случаях быть применены.

В любом случае, нельзя рассматривать Таджикистан изолированно. Ведь может в другом месте рвануть. В частности, нужно учитывать ситуацию в Ферганской долине. Здесь ведь разные группировки глубоко законспирированы, (о чем, кстати, хорошо осведомлены спецслужбы всех стран), и в определенный момент они могут внести дестабилизацию в этом районе. А там – ситуация может «поехать» в любом направлении. Причем, везде механизм может быть разным: низовое межэтническое противодействие, межгосударственная форма противостояния, целевые диверсионные рейды и т.п.

Чего хочет Россия здесь?

- СЕГОДНЯ все чаще говорят о геополитическом влиянии крупных стран в нашем регионе, о треугольнике стратегических интересов США-РФ-КНР, о долгом возвращении России в регион. Недавно один из наших мигрантов сказал: «Если россияне не могут поднять свою экономику, то как они сами смогут нам помочь?»

- Лично мне скучно обсуждать абстрактные теории о конфигурации геополитического треугольника: Китай – США - Россия. Каким бы не было присутствие США в ЦА, Россия имеет намного больше влияния. Другое дело – хочет ли сама Россия применить эти возможности? То же самое по Китаю: трудно представить какую либо иную экспансию КНР кроме как экономическую – тем более, что в ближайшие годы Китаю бы самому разобраться с Синьцзян – Уйгурским автономным районом.

Все эти красивые научно-абстрактные темы о балансе сил, о намерениях трех геополитических субъектов, а сейчас еще добавляют и ЕС, все это, на мой взгляд, вторично.

Другое дело – отсутствие внятной и результативной политики РФ в РТ.

Ей нужно понять, в т.ч. и политическому классу, принимающему решения, что не только стабилизация положения, но и подъем Центральной Азии очень выгодно Москве. Нам подсовывают лишь схемы иждивенчества и обирательства бывшими советскими окраинами метрополии, московского центра. Нас пытаются убедить, что вся помощь уходит в «черную дыру», мол, хватит деньги давать и т.д. На мой взгляд, это - неадекватный разговор. И эта модель, к сожалению, работает на сознание обывателей. Опять и опять возникает та же тема – что мы опять будем кормить Среднюю Азию? А вопрос в другом: а что реально может сегодня РФ?

Если бы РФ могла демонстрировать у себя в Костроме или на Дальнем Востоке чудеса экономики, то еще как-то можно было бы обсуждать – а почему она должна, бросив это у себя, уходить в ЦА? Но на сегодня образца успешного социально-экономического действия и развития в РФ нет.

Это означает, что вопрос не в том, куда вкладывать – в Кострому или Таджикистан, а в том, как вкладывать сверхэффективно, с созданием сверхстоимости.

Нужно начинать, наконец, созидать так, как это было в 1960-80-е годы, когда за счет капвложений всех народов был создан феномен нефтегазовой Тюмени, за счет которой сегодня живет сама Москва, да и постсоветские государства.

А мы сегодня ничего не создаем подобного. Ведь никто не развивает после развала СССР тяжелую промышленность, являющуюся базовой всей экономики страны. А ее отрасли очень емкие: самолетостроение, машиностроение, станкостроение требуют больших вложений, и можно это сделать только в кооперативе.

Для России пришло время созидать и использовать для этого массированную интервенцию технологии и иных ресурсов развития, которые и помогут кардинально поднимать и регионы РФ, и ЦА, стабилизируя здесь ситуацию.

 

Между молотом и наковальней

- НЕ кажется ли вам, что Центральноазиатский регион становится своеобразным военизированным плацдармом двух держав? Причем, шаг за шагом выстраивается цепочка военных баз. Например, на Манас россияне ответили Кантом. Создается учебный центр в Мазари-Шарифе, за ним следует решение о создании в Оше военной базы. Американцы, словно в ответ, планируют создание учебного центра в Каратаге. И вновь шаг российский – аэропорт Айни и переговоры об участии в охране таджикских границ… Говоря языком читателя, не перекинется ли печальная традиция бомбардировки свадебных или траурных процессов американскими самолетами в поисках Бен Ладена, скажем, в горном Бадахшане, и как начнут реагировать тогда российские военные в Таджикистане?

- Да, сегодня из Афганистана осуществляется дальнейший перенос, трансфер нестабильности. Мало кто заметил, что два года назад появился АфПак, т.е. Афганистан + Пакистан, а сегодня для американских и натовских военных на первый план уже выходит Пакистан, то есть появляется уже и ПакАф. В этом плане, не дай бог, появится АфЦА, т.е. Афганистан + Центральная Азия.

В прошлом году бывший директор Управления по наркотикам и преступности ООН Антонио Мария Коста уже писал о надвигающемся на ЦА из Афганистана идеальном шторме – сплаве из наркотрафика, экстремизма и терроризма. Хотелось бы верить, что этого не случится.

Тем более, что благодаря организации США так называемой Северной распределительной сети по снабжению войск коалиции в Афганистане, возникает ощущение, что на несколько лет НАТО не заинтересовано в дестабилизации ситуации в ЦА. Заметьте, Ошские события сильно напугали и самих американцев. Ведь в восстановлении или стабилизации после таких конфликтов нужны будут такие средства, придется задействовать такие гигантские ресурсы, и не факт, что их вложения еще дадут результат, что тогда речь пойдет не только о проблематичности переизбрании Обамы, если, конечно, в такой ситуации американский президент удержится на должности.

Поэтому, у наших государств есть уникальная пауза в 3-4 года, в ходе которой, я надеюсь, геополитические центры сил при всех своих острейших противоречиях будут пытаться поддерживать эту стабильность.

Отсюда, России очень важно не поддаваться соблазну идти на симметричные ответы Западу. В самом деле, вряд ли мы сегодня сможем что-то противопоставить в ЦА 39 военным базам США в одном только Афганистане, нескольким военным аэродромам со взлетно-посадочной полосой в 3,5 км?

Да и нужно ли противопоставлять одной милитаризации другую милитаризацию? Лучше, конечно, совместно и последовательно добиваться демилитаризации. Причем, действовать не через военную помощь, а гуманитарную и экономическую. Это и есть единственно правильный путь.

Радует, что Россия не идет на симметричное выстраивание военных баз. Так, то же предложение военной базы в Оше никак не являлось попыткой создать противовес, скажем, той же новой базе в Мазари-Шарифе. Если и есть такое ощущение, то оно поверхностно.

Для государств ЦА и ОДКБ приоритетное значение имеет мир в Ферганской долине – вот ключевая точка. И Ош, с точки зрения Юга Киргизии и Ферганской долины, главная точка. И это делается не против американцев¸ а во имя общей безопасности.

 

Пришло время собирать камни

- НО президент Узбекистана официально выразил озабоченность милитаризацией региона именно после решения о создании базы в Ошской области.

- Пока решение по Ошу не принято. Постоянно в обсуждении, то затишье, то активизация. Но против Узбекистана эта база никак не направлена.

А вот по милитаризации, тут разговор особый.

Одно дело, когда американцы имеют определенную задачу – организуя в Афганистане и вокруг военно-стратегический плацдарм, создать своеобразную охранную вышку для своей «нефтеколонки», как я называю Большой Ближний Восток от Северной Африки до Казахстана и Индии. Это одна задача. Другое дело, когда у России вместе с силами ОДКБ, куда, между прочим, входит и Узбекистан, стоит совсем иная задача: обеспечить гарантии безопасности для стран этой организации в данном регионе. ОДКБ конечно сегодня очень слабо. В том числе, и из-за позиции ряда стран, которая противоречит отдельным решениям организации.

Любое политическое решение в этом направлении – обеспечение зонтика безопасности. Европу обеспечивают базы НАТО, и никто не обсуждает, почему в Румынии создаются новые базы, и почему сохраняется база в Германии. Под это вхождение в зону безопасности платятся большие деньги тех же новых государств НАТО. Почему такие большие вопросы вызывает создание российской базы? Кто и почему их боится? Против кого российские базы могут выступить? Та же база в Оше не может отрицательно влиять на Узбекистан: как может выступать угрозой для него укрепгородок в 200-300 человек?

Все должны действовать коллективно и прагматично, и вплоть до создания таких баз, т.е. демонстрации силы, чтобы предотвратить поднятие мятежей, прорывы группировок и т.д. Даже сама только демонстрация силы часто отрезвляет. И в этом смысле нет другого пути. Либо мы ждем, когда грянет гром, тогда не понятно, за что мы отвечаем, либо мы выстраиваем политику, линию интенсивного развития экономики региона, опираясь, в том числе на ограниченное военное обеспечение.

Главное – кардинальный подъем экономик наших государств. Повторюсь, после развала СССР мы пока не научились создавать новое. И потому предлагаю – давайте учиться на примере Центральной Азии. Давайте зададимся вопросом – мы вообще собираемся жить нормально, строить, созидая. Если да, то тогда давайте возьмемся начинать здесь, в ЦА. И речь не только об этом регионе, здесь стыкуются еще интересы Пакистана и Афганистан. Гигантское значение развитие этого региона имеет для российской Западной Сибири. Сверхзадача наших государств – создать общий рынок на базе Сибири, ЦА и Среднего Востока, т.е. Пакистана, Афганистана и Ирана – этот макрорегион я называю Новый Средний Восток.

Такой Новый Средний Восток от Северного Ледовитого до Индийского океана – вот достойная цель, наше оправдание перед детьми и внуками.

Пришло время собирать камни. Действовать надо корпоративно. В этом плане, как представляется, серьезную роль могло бы сыграть создание по инициативе России Корпорации развития ЦА, как ведущего инструмента подъема уровня и качества жизни населения в этом регионе.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments