Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Проектное государство. Повестка для 2011 года

Что не удалось сделать за «нулевые» годы?

Перейти к проектному государству.

Укрепление вертикали власти, ставшее безусловной исторической заслугой Путина, не требовало создания нового государства - самым важным было вернуть государство как таковое.

Возвращенное государство по необходимости оказалось госмашиной затыкания дыр и имиджевых проектов. Нужно было ликвидировать региональный сепаратизм на Северном Кавказе и не допустить захвата власти олигархами, тем же Ходорковским, а в позитивном плане послать населению сигнал, что государство есть, что оно может выигрывать, если и не сами олимпиады и чемпионаты, то право на их проведение у австрий и англий.

Однако уже Беслан показал, что такого государства принципиально недостаточно - даже для поддержания статус-кво. Последовавшие тучные годы дали возможность продержаться до конца нулевых.

Но возможности того государства исчерпаны - даже в случае сохранения высоких цен на нефть в ближайшие годы.

И это определяется не только неотменяемой задачей создания нового поколения инфраструктур в ситуации морально, экономически и физически разлагающейся техносферы.

Главное, мы потеряем первое постсоветское поколение.

 

Непроектное государство не в состоянии обеспечить им проектно-целевой фронт жизни, исторического творчества и действия.

Сознание тех, кому сегодня 15 – 25, перестало быть преимущественно книжным, и сильно своей направленностью на действие.

Включаться же в массовые масштабные преобразования в России им некуда. Дела по-прежнему нет. И события на Манежной показали это в полной мере

Нашей замечательной молодежи необходимо государство, которое бы требовало от них великих свершений, дающих надежду, что их начинающаяся жизнь не окажется в ауте.

В этом и состоит современное понимание справедливости.

Даже если государство окажется в состоянии обеспечивать сносные социальные стандарты (что при теперешнем состоянии дел невероятно) и кардинально сбить социальное неравенство, введёт прогрессивную шкалу налогообложения и тому подобные меры – этого уже будет абсолютно недостаточно.

Справедливость сегодня реализуется в предоставлении вступающим в жизнь молодым всех базовых условий для самореализации на мировом уровне внутри страны. В противном случае, они законно ощутят себя обманутыми, расходным материалом чужих интересов и жизней.

Такие условия могут быть обеспечены исключительно поддерживаемыми государством проектами развития, т.е. примерно сотней первоочередных дел с чётко фиксируемой целевой функцией и способностью кардинально поднять и развить страну. Именно на этом у молодых есть шанс состояться как поколение.

В рамках существующего государства было несколько попыток вырастить проектность. Однако, к сожалению, ни национальные проекты, ни Стратегия 2020, ни заявляемые пять направлений модернизации и форматируемое под них Сколково никак не могут рассматриваться в качестве таковых, поскольку в них нет финальных целевых показателей, они не востребуют всю российскую талантливую молодежь и при своей реализации не приведут к системному сдвигу, существенному структурному усложнению жизни в стране.

Крайне важно и то, что обозначаемые сегодня в качестве проектов «мероприятия» изначально не планируются в качестве долгосрочного источника сверхстоимости – в отличие, например, от советских атомного, космического или Тюменского проектов, которые до сих пор кормят страну. Более того, почти всегда предложение новых «проектов» начинает автоматически соотноситься с их обязательной сверхзатратностью.

Даже когда руководством страны формулируются идеальные для проекта развития задачи, они не становятся проектами государства.

Так, в своём последнем Послании Федеральному Собранию на посту Президента России в 2007 году В.В. Путин заявил о необходимости в среднесрочной перспективе выйти на строительство в стране 1 кв. метра жилья в год на человека – т.е. в 2 раза увеличить объёмы ввода жилья. Через 2 года это было поддержано ныне действующим Президентом.

Однако ни три года назад, ни сейчас, когда премьер опять формулирует эту численно определенную задачу (правда, отодвинув сроки к 2020 году)  ни один чиновник второго уровня так и не собирается переводить её в проект развития.

И обратно. Та же олимпиада в Сочи могла быть, но не была, превращена в проект развития, который бы продвинул решение региональных проблем, градостроительную индустрию, массовый спорт и запустил практики обеспечения здоровья.

Дальше существовать по инерции за счет наследия СССР не получится. Обеспечение не только развития, но и стабильности страны сегодня требует проектного государства.

Для этого следует организовать внутри госмашины проектный сектор и определить порядка ста проектов развития страны -  одну из версий такого списка можно найти в моём ЖЖ.

На пересечении проектов развития будут возникать оптимальные места для создания кластеров промышленного развития и узлов инфраструктур нового поколения – от ЖКХ до транспортных и социально-сервисных.

Инициирование, отбор, разработка и реализация проектов развития при этом станут главным «функционалом» чиновником, понятным и интересным всей стране.

Все же ресурсные и иные возможности для создания проектного государства есть.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →