Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Как спасти страну от технорыночного апокалипсиса - о крушении "Булгарии"

Posted By Юрий Крупнов On 12 июля 2011 @ 3:00 In Аналитика и комментарии,Главная тема,Кризис |

Катастрофы следуют одна за другой: Саяно-Шушенская ГЭС, плохая организация противопожарных работ прошлым летом, совсем недавно — авиакатастрофа под Петрозаводском, крушение парохода «Булгария», вчера — аварийная посадка на Оби. Есть ли связь? Это системный сбой или трагические совпадения?
С порталом «Православие и мир» [1] своим мнением поделился Юрий Васильевич Крупнов [2] -  председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития [3]; председатель «Движения [4]развития»; действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
 
     Во-первых, мы можем с полным основанием говорить о технорыночном апокалипсисе. По сути, мы сами поставили страну в ножницы между двумя смертельными процессами.
С одной стороны, идет выбытие техносферы: техносфера устала, она не обновляется, техническое знание по сути разрушено, инженерная профессия изгнана на задворки рейтинга — и так далее.
В этой ситуации все, что связано с инженерным трудом, с железом, со сложными системами организации техносферы как таковой — где только можно, выстреливает, ломается, разрушается.
Во-вторых — абсолютно дикий рыночный тоталитаризм, где все процессы завязаны на извлечение прибыли. То, что произошло с «Булгарией», связано не только с пятидесятилетним возрастом судна (само по себе это не смертельно), а с тем, что основная задача была так или иначе заработать на нем сверхприбыль.
Сейчас появились данные, что на судне находились не 144, как положено по штату, не 180, а уже 208 человек. То есть оно было перегружено. И смысл перегрузки как раз и заключался в том, чтобы либо заработать, либо сэкономить.
Мы сегодня изношенная, перегруженная страна, которая, с одной стороны, бросила техносферу, и техносфера ей мстит, а с другой стороны, все поставила на извлечение прибыли, что ломает культуру организации деятельности использования техносферы.
Опять же, как показывает предварительный анализ, очевидно, у «Булгарии» были проблемы и с качеством подготовки экипажа. Это тоже следствие рыночного тоталитаризма.
Процессы выбытия техносферы идут везде. Если с судами, самолетами, ГЭС это еще как-то можно отследить, тем более, что это связано с человеческими жертвами в результате аварий, то выбытие жилищного фонда и коммунальных инфраструктур практически незаметно, но оно тем не менее идет. И, например, темпы строительства нового жилья абсолютно неадекватны темпам выбытия имеющегося.
В этом смысле, эти технорыночные ножницы, технорыночный апокалипсис еще не начинался, и в ближайшие 5-7 лет все будет происходить в интуитивном режиме. Рваться будет в разных местах, бессистемно. И мы будем, как говорится в известном фильме, с утра до вечера зарабатывать только на лекарства — будем чинить, ремонтировать, каждый раз использовать чрезвычайные силы и, соответственно, чрезвычайные затраты, для того чтобы ликвидировать последствия.
За этим процессом стоит отсутствие перевооружения нашего производства и развал промышленности.
Когда, например, сегодня говорят, что «Булгария» или самолеты ТУ-134 — это старые посудины, и от старых посудин нужно избавляться, то реальная-то проблема не в том, что эти посудины старые и плохие, а в том, что нет новых. Нет промышленности, которая бы создавала новые посудины.
Более того: нет геополитической мощности, которая бы позволяла такую промышленность иметь.
Затонувшая «Булгария» – теплоход чехословацкого производства. Он был 50 лет назад создан в рамках Содружества экономической взаимопомощи стран социалистического лагеря. Была понятная система распределения труда и промышленности, в рамках которой чехословаки нам делали такие теплоходы.
Но сегодня мы находимся не просто в другой ситуации: Чехословакия разделилась на два государства и находится в противоположном от нас геополитическом и геоэкономическом лагере (это страны ЕЭС и НАТО). И мы можем, конечно, закупать суда за валюту и за полные средства, но реально у нас нет такой финансовой возможности.
Чтобы перестать быть изношенной, перегруженной, дикой страной, нам нужна прежде всего стратегия развития, где технологическое перевооружение занимает первое место. А этого у нас нет и близко, потому что ведущиеся разговоры о модернизации — это разговоры непонятно, о чем: то ли о политической модернизации, то ли о технологической.
Скоро новые выборы. Опять будут сказаны красивые слова, но опять ничего не состоится.
Если мы хотим уйти от технорыночного апокалипсиса, нужна диктатура развития в стране и восстановление позиций инженера как передовой позиции создания новой национальной промышленной системы. Без этого — смерть.
Развитие должно выражаться, в первую очередь, в воссоздании инфраструктур. Нам нужна новая инфраструктура буквально во всем. Например, инфраструктура того же речного флота, который по сути был разрушен в последние двадцать лет. Если раньше речник и матрос речного флота считались очень престижными и очень сложными профессиями, то сейчас они только выживают.
С другой стороны, нам нужно восстанавливать наш геополитический вес, потому что без этого у нас не будет ни денег, ни возможности строить и закупать хорошие и качественные машины, чтобы они не были «старыми посудинами». Нужно восстанавливать новую большую страну хотя бы на постсоветском пространстве.
На новой повестке дня, подчеркиваю, то, что мы должны перестать считать все в деньгах и прибыли. Мы постоянно считаем в каждой точке: выгодно-невыгодно, а в целом у нас оказываются сплошные проигрыши. Развитие начнется только тогда, когда мы перейдем на новое качество жизни, а не будем извлекать в частных точках какие-то доходы, тем более, как правило, в частных интересах.
Tags: "Булгария", диктатура развития, инфраструктуры, развитие, технорыночный апокалипсис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →