Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Тысяча новых городов для России - проектно-аналитическая записка июня 2008 года

Публикую здесь первую проектно-аналитическую записку по программе "Тысяча новых городов", подготовленную мною в июле 2008 года. Вторая записка опубликована здесь. Общий подход к проблеме градостроительного развития страны был сформулирован в 2003 году в книге "Дом в России"

О новом подходе к реализации национальных проектов на основе комплексного градостроительства в виде сети тысячи новых городов

 В России впервые после 20-летнего застоя стали появляться новые города. И это отметил 26 апреля 2007 года в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин: «Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» … привела к значительной активизации строительства во всех областях: от малоэтажного – до комплексной застройки отдельных районов и даже городов».

Это означает, что жизнь проклёвывается и требует своего, и это требование необходимо поддержать. Тем более, что опыт реализации приоритетных национальных проектов выявил ряд проблем, требующих принципиально нового подхода к их решению,

в первую очередь, централизации ресурсов для обеспечения более эффективного и рационального их использования.

Разделение между ведомствами 4 национальных проектов, ориентация на уже сформировавшиеся каналы распределения средств не позволяет добиться реально возможного мультипликативного эффекта от взаимодействия субъектов, участвующих в реализации проектов, также эффекта масштаба прилагаемых средств и управленческих усилий.

Такой эффект может быть достигнут за счет комплексного подхода к градостроительству и переориентации с реализации проектов по принципу «исходя из имеющихся ограничений на местах», на принцип проектной постановки и решения задач новой градостроительной политики, а именно:

 

- реализация НП  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не только и не столько за счет строительства в существующих городах или в виде отдельных поселков, а за счет строительства новых городов и создание агломераций (в том числе, на территориях граничащих субъектов РФ), что даст эффект экономии за счет масштаба,

- выделение участков под новые города - крупные населенные пункты (от 5000 жителей), что позволит рационализировать процедуры юридического оформления земель, их планировки и застройки,

-  комплексная застройка, включающая не только жилье и социальную инфраструктуру, что уже позволит согласованно реализовывать 3 из 4 национальных проектов в новых городах (с учетом обеспечения жителей образовательными учреждениями и объектами здравоохранения), но и создание, ориентированных на удовлетворение потребностей жителей этих городов в продуктах питания, сельскохозяйственных и перерабатывающих комплексов.

- одновременная организация при новых городах кластеров промышленного развития, позволяющих обеспечивать население рабочими местами, которые требуют высокой квалификации и достойно оплачиваются.

 

Неправильная организация реализации нацпроектов видна и на примере проекта «Доступное и комфортное жильё». Анализ эффективности мер по обеспечению жильём населения в Российской Федерации показал, что главным препятствием для решения проблемы является неправильная организация градостроительства.

Передовой опыт отдельных регионов (например, Белгородская область) и отдельных моментов реализации федеральных целевых программ (например, ФЦП «Жилище») показывает, что главными факторами успеха по решению жилищной проблемы являются:

· Организация крупномасштабного территориального планирования и введение в строительный оборот крупных новых участков земли (более 500 га);

· Привязка новых поселений к параллельно создаваемым местам приложения труда, что позволяет говорить о фактическом проектировании новых городов;

· Ставка на энергоэффективную коммунальную инфраструктуру и строительство энергопассивных домов, т.е. потребляющих минимум в 3 раза меньше энергии, чем стандартные дома;

· Целевые капитальные вложения в инфраструктуры жизнеобеспечения из федерального бюджета, создающие возможность для массовой дешёвой застройки;

· Массовое применение малоэтажной застройки на основе местных дешёвых материалов.

Ключевым направлением деятельности по решению проблемы обеспечения населения жильём является массовое, энергопассивное и чрезвычайно дешёвое малоэтажное строительство.

И поставленная Президентом России В.В. Путиным задача строить по 1 кв метру жилья в год на человека – невозможна для реализации без проектирования и создания сети новых городов.

Сформулированная Президентом задача является абсолютно правильной и точной, отражает настроения широких масс (так, к примеру, в программе политической Партии развития «Пятилетка развития»  в самом начале тексты определяется: «Для того, чтобы жить достойно, сегодня нужно строить примерно по 1 квадратному метру на человека в год. Американцы так и строят, и даже больше — около 370 миллионов квадратных метров. А мы едва вытягиваем половину от показателя 1989 года — чуть больше 40 миллионов квадратных метров, то есть менее трети квадратно го метра на каждого жителя страны. При этом мы живем неоправданно скученно: в США и Западной Европе в односемейных домах живут до 75% населения, в то время как в России — не более 30 процентов, и строится таких домов не больше 40%»).

Однако существующая система реализации нацпроектов, подходы, принципы и технологии развития строительного комплекса и градостроительства в целом не позволят в обозримое время не только решить задачу Президента (вводить в строй почти в четыре раза больше жилья, чем сейчас и почти в два раза больше, чем в СССР), но и даже приблизиться к её решению или хотя бы к уровню СССР (0,5 кв. метров жилья в год на человека).

Необходимо кардинальным образом изменить подход. Это и возможно сделать через новую градостроительную политику и массовое строительство новых городов. По предварительным расчётам стране нужно в течение ближайших десяти лет создать не менее тысячи новых городов.

Правильная концентрация ресурсов возникает при постановке задачи на проектирование и строительства сразу до 1000 новых городов и обеспечении этого масштабного градостроительства единым источником целевого бюджетного финансирования под территориальное планирование и базовое инженерно-коммунальное (электроэнергия, газ, вода, транспортные коммуникации) обустройство площадок под новые города.

За счет новой градостроительной политики будут реализовываться одновременно и в комплексе все 4 национальных проекта при согласованном, четко контролируемом и организованном процессе, опирающемся как на ресурсы государства, так и частного бизнеса. Частный бизнес получит стимулы к укрупнению, проработке наиболее рациональных  как с точки зрения себестоимости, так и эксплуатационных характеристик строительных решений, поскольку рост масштаба ведет и к росту ответственности, и к долгосрочности отношений всех участников проектов.

Для реализации этого нового подхода необходимо создание ГУП «Государственная градостроительная корпорация» или специальную группу при Председатели Правительства РФ и формирование масштабного государственного заказа.

На первоначальном этапе ГУП ГГК (или Группа) должен будет разработать процедуру подготовки участков и критерии определения их готовности. Соответственно основная задача первого этапа  – «поставить на поток», полностью отладить процесс  подготовки участков для ежегодного обеспечения 1 - 2 тысяч квадратных километров под строительство до 1000 новых городов в 2007 – 2017 гг.

Новые малоэтажные города будут проектироваться и создаваться по 4 ключевым моделям:

·        Государственный город – заказ государства на решение прорывных задач, связанных, как правило, с созданием кластера промышленного развития;

·        Ведомственный город – заказ ведомства;

·        Корпоративный город – заказ корпорации;

·        Общественный город – инициативный заказ неформального сообщества.

На последующих этапах управление процессом со стороны ГУП ГГК будет осуществляться как за счет поэтапного прямого финансирования строительства объектов инфраструктуры (магистральные линии энергообеспечения, дорожно-транспортная инфраструктура) в зависимости от достижения результатов на конкретных этапах проектно-изыскательских и строительных работ, так и за счет использования специально разработанной системы стимулирования частных инвестиций в строительство новых городов.
Приложение 1
Приложение 2

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →