Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Categories:

Геополитика Беларуси

крайне интересная публикация: у "маленькой" Беларуси появляется своя геополитика, геополитика Беларуси.
Требуется обсуждение и критика!
полная версия статьи - на сайте Белорусской группы развития

Вторник, 07 декабря 2010 г.
№ 234 (5146)

Самостоятельный субъект геополитики

Юрий ЦАРИК
Самостоятельный субъект геополитики


 

На современном этапе наша республика впервые получает уникальную возможность не только стать лидером в Центральной Европе, но и занять мощную позицию на мировой арене

 

За последние годы, и особенно в 2010 году, в адрес Беларуси были выдвинуты многочисленные обвинения, требующие серьезного и обстоятельного ответа.

 

 

 

 

 

К их числу можно отнести, например, традиционные обвинения с Запада (а также уже и с Востока) относительно «нарушения прав человека и демократических свобод». Здесь же располагаются новые, связанные со сложностями в белорусско-российских отношениях обвинения в «неспособности сохранять геополитическую лояльность», «выполнять союзнический долг» и так далее. Это, наконец, требования определиться с геополитическим вектором и прекратить или ограничить «политические игры» с Китаем, Венесуэлой, Ираном и другими странами.

Странно было бы слышать аналогичные претензии в отношении, например, Германии, Великобритании или США, являющихся признанными геополитическими субъектами глобального уровня. Но в отношении «маленькой Беларуси» они вроде бы выглядят вполне закономерно. Мол, деваться ей все равно некуда, поэтому пусть знает свое место.

Однако суть происходящего ныне как раз и состоит в том, что Беларусь уже давно выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении прежде всего интересами суверенного развития. И это не просто громкие слова. Это, как говорится, медицинский факт.

Характер общественного и государственного устройства Беларуси таков, что интересы ее политического класса, и прежде всего главы государства, полностью совпадают с интересами большинства населения страны.

Понятно, что выход Беларуси на статус самостоятельного субъекта геополитики не может слишком обрадовать соседей республики и другие страны, имеющие в центрально-европейском регионе значимые интересы. И дело здесь, пожалуй, не в каком-то особом отношении именно к Беларуси. Просто в современном мире, где земной шар уже практически полностью поделен на сферы влияния, никто не заинтересован в появлении нового субъекта, претендующего на свою особую роль в
международных отношениях. Однако это лишь один из элементов той ситуации, в которой Беларусь начинает действовать как субъект геополитики. И он вполне поддается изменению и форматированию в соответствии с задачами, стоящими перед страной.

В настоящее время у Беларуси есть реальные возможности для того, чтобы всерьез заявить свою позицию не только в регионе, но и на мировом уровне, обеспечив таким образом легитимацию ее нового геополитического статуса. И уже сейчас, исходя из реализуемой главой государства стратегии на международной арене, можно изложить основания такого выхода Беларуси в ряд ведущих субъектов мировой политики.

Прежде всего реализация геополитики Беларуси требует разработки целостного видения приоритетов страны в мире, а также специального языка для изложения этого видения.

В центре данной дискуссии должно находиться право народов на самостоятельное определение пути своего развития и осуществление развития в соответствии со своим выбором. Сегодня десятки стран Азии, Африки, Латинской Америки и даже Европы лишены такой возможности в силу не столько военных, сколько «мирных» обстоятельств: неравноправного экономического обмена, внутренних политических конфликтов, технологической отсталости и т.д. Долг международного сообщества – содействовать развитию этих и других стран как суверенных государств. Именно развитие является необходимым условием и международной безопасности, и демократизма внутренней жизни государств.

Второй важный момент в реализации геополитики Беларуси – расширение взаимодействия с заинтересованными зарубежными партнерами. Болезненное отношение многих к геополитическим шагам белорусского руководства требует придания высшего приоритета неполитической интеграции Беларуси как с Россией, так и со странами Центральной Европы, и с Евросоюзом. Именно неполитическая интеграция через неправительственную дипломатию, создание транснациональных общественно-бизнес-государственных коалиций и реализацию экономических, социальных, гуманитарных и иных проектов развития является наиболее приемлемой формой взаимодействия Беларуси с соседними государствами.

Наконец, третий ключевой момент геополитики Беларуси, воплощение которого началось буквально в последние три-четыре месяца, – это приведение международного имиджа страны в соответствие с реальным характером ее политического режима, то есть легитимация Беларуси как демократического государства. Глубокий демократизм общественного и государственного устройства Беларуси долгое время проявлялся в формах, отличающихся от традиционных западных демократических институтов. Однако благодаря укреплению государства в настоящее время есть возможность обеспечить соответствие белорусской политической жизни всем принятым в странах Запада стандартам демократии и индивидуальной свободы (в той части, в какой они не противоречат мировоззренческим основам жизни белорусов).

Юрий ЦАРИК, руководитель Белорусской группы развития, эксперт РОО «Белая Русь»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments