Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Перезагрузка отношений РФ и Беларуси - мой и Юрия Царика комментарии


НАРОДНАЯ ГАЗЕТА (Беларусь), адрес статьи в интернете

Перезагрузка отношений

События последних дней можно без преувеличения назвать знаковыми.

14.12.2010

В Москве на саммите тройственного (Беларусь, Россия и Казахстан) Таможенного союза, а также на более представительных по количеству стран форумах ЕврАзЭС и ОДКБ выработаны прорывные решения. Единое экономическое пространство трех должно заработать уже через год — вся правовая база готова. Более того, Минск готов ратифицировать весь пакет документов по ЕЭП в нынешнем году. Таким образом, Союзное государство Беларуси и России получает логическое развитие, и дверь в новую объединительную структуру открыта для других постсоветских государств. Однако экономическим форматом сотрудничество явно не ограничится. Новым содержанием планируется наполнить и контакты в военной сфере. Беларусь как председательствующая сторона в ОДКБ выступила с масштабными предложениями. Все это, безусловно, будет иметь геополитическое значение.

Мера безопасности

Юрий  КРУПНОВ, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития, действительный государственный советник Российской Федерации третьего класса

Достигнутые в Москве договоренности по отмене экспортных пошлин на российскую нефть, поставляемую в Беларусь, а также очевидное “потепление” в российско-белорусских отношениях на прошлой неделе вокруг интеграционных процессов Единого экономического пространства и международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) показывают, что главное сегодня — определить повестку для перезагрузки белорусско-российских отношений.
Так, на саммите ОДКБ Президент Киргизии Роза Отунбаева напомнила о серьезной дисфункции этой важнейшей организации в июне 2010 года: “Летние события в Кыргызстане поставили много вопросов перед Организацией... Мы ожидали ответа от ОДКБ”.


Переход председательства в ОДКБ к Беларуси дает шанс кардинально повысить статус Организации и, главное, перейти к проектированию и созданию системы евро-азиатской или евразийской безопасности как ведущего механизма реинтеграции постсоветского пространства, создания новой большой страны.
Первые же предложения Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко свидетельствуют об этом — особенно в контексте создания ЕЭП и Таможенного союза. Необходимо, считает Президент Беларуси, выстраивать институт партнерства и активнее взаимодействовать с ООН.
Между прочим, со времен войны против Югославии НАТО именно через ООН легитимизирует и прикрывает свои военные операции — и в Европе, на Балканах, и в “сердце Азии”, Афганистане. И дело тут не в том, чтобы повторять НАТО, а в том, что нерационально для Российской Федерации, последовательно делающей ставку на ООН как единственную верховную международную организацию, зачем-то “сдавать” ооновские ресурсы НАТО, а не своей ОДКБ.
Абсолютно правильным является и заявление Александра Лукашенко о том, что институт партнерства ОДКБ заинтересует не только приграничные страны, но и далекие государства, в том числе и на иных континентах. В отличие от другой международной организации — Евроатлантического союза, НАТО, — действие ОДКБ не должно быть ограничено только постсоветским пространством.
Но главным должно стать выстраивание системы евразийской безопасности.
И здесь следует, во-первых, решительно формулировать новую афганскую политику наших государств и брать на себя лидерство в решении афганской, а теперь уже и афгано-пакистанской проблемы. В ближайший год на этом направлении имеются все предпосылки для прорыва.
Важнейшая задача при этом — не допустить трансформации Североатлантического альянса, использующего ситуацию во внерегиональном для Брюсселя Афганистане, в “демократическую альтернативу” ООН, перевода этой региональной организации в статус организации глобальной.
Во-вторых, пора переходить, помимо закономерного дальнейшего усиления военной составляющей ОДКБ, к реализации представлений о многомерной (multidimensional security), кооперативной и комплексной безопасности, к отработке принципиально новых типов безопасности.
На саммите в прошедшую пятницу Александр Лукашенко уже поставил задачу выработать адекватные ответы на такие новые вызовы, как киберпреступность и информационные войны. Нужно также активнее продвигать и новые виды безопасности: геоэкономическую, геокультурную и гуманитарную (до сих пор не выработан формат отношения к так называемым гуманитарным интервенциям), безопасность граждан, демографическую, защиту суверенитета (против “оранжевых революций”), климатическую и водную (крайне актуальна для Центральной Евразии).
Гигантское значение имеет и дальнейшее форсированное продвижение антинаркотической безопасности как нового типа безопасности. Здесь очень серьезный шаг сделан два месяца назад, когда ОДКБ призвала Совбез ООН рассмотреть вопрос о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозы миру.
Однако ОДКБ могла бы пойти и дальше, превратив антинаркотическую безопасность в центральное содержание новой мировой повестки, заместив порядком изжившую себя антитеррористическую безопасность.
В целом старт председательства Беларуси — мощный.
Надеюсь, через год мы увидим новую ОДКБ, а совместные действия в рамках организации станут важным направлением развития и двусторонних белорусско-российских отношений.

Новая Центральная Европа и геополитика Союзного государства

Юрий ЦАРИК, руководитель Белорусской группы развития, эксперт РОО “Белая Русь”

Безусловно, достигнутые между Беларусью и Россией соглашения по отмене пошлин на российскую нефть, закупаемую Минском, — это само по себе большой обоюдный успех и серьезный шаг партнеров навстречу друг другу. В данной ситуации обе стороны оказались в выигрыше: Россия получила более быстрое продвижение проекта создания Единого экономического пространства и сохранила высокие цены на газ, а Беларусь получила более дешевую, не облагаемую пошлиной российскую нефть, а значит, и возможность повысить рентабельность работы нефтеперерабатывающих заводов и всей белорусской нефтехимии, далее наращивать экспорт нефтепродуктов.
Однако куда более серьезное значение имеют стратегические геополитические последствия данного события, особенно в контексте принятого Беларусью председательства в ОДКБ, а также активизации белорусско-американских отношений.
Прежде всего договоренности с Россией наряду с усилиями Беларуси по диверсификации поставок углеводородов в Центральную Европу создают предпосылки для формирования нового макрорегиона — Новой Центральной Европы, включающего Беларусь, европейскую часть России, Украину, Молдову, Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию. Проект данного макрорегиона более двух лет разрабатывался Белорусской группой развития. В качестве опоры интеграции стран-участниц нами рассматривалась ядерная энергетика. Переход к “углеводородному” сценарию обеспечения энергетической безопасности региона в принципе не предполагает полное выдавливание России из Центральной Европы, но делает ее позицию более проблематичной. Усиливается же в рамках данного сценария позиция Беларуси. Будучи главным оператором энергопоставок из новых источников, Беларусь всерьез и надолго втягивается в отношения с политическими группами, связанными с портовой и трубо-проводной инфраструктурой в Литве и Украине. И это важный фактор региональной геополитики.
Второй момент — форсированная реализация проектов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Нет нужды говорить о том, что данные инициативы — во многом залог инвестиционной привлекательности Беларуси, а значит, и залог успешной реализации программы социально-экономического развития страны до 2015 года (особенно в части привлечения иностранных инвестиций). Поэтому с учетом ускоренного варианта создания ЕЭП можно с уверенностью говорить о предстоящем промышленном буме в Беларуси (рост промышленного производства и ВВП примерно в 1,6 раза до 2015 года). К такому бурному росту промышленности и сопутствующих сервисов, безусловно, подключатся все соседние страны.
Смысл создания Новой Центральной Европы как особого макрорегиона состоит в том, что входящие в него страны должны получить инструментарий для совместного продвижения своей повестки дня на международной арене. Это прежде всего повестка, связанная с созданием трансъевразийских транспортных коридоров, в которых крайне заинтересована Центральная Европа, энергетическим обеспечением региона, созданием индустрий 7-го технологического уклада, развитием экологичного сельского хозяйства, организацией малоэтажной энергоэффективной урбанизации и некоторыми другими направлениями. Таким образом, для создания Новой Центральной Европы актуальной является неполитическая интеграция стран-участниц вокруг крупных проектов развития и промышленных кластеров, а также политическое сотрудничество для совместного продвижения повестки дня (то есть самих этих проектов) на более широкой международной арене.
В рамках данной задачи, безусловно, открывается совершенно новая перспектива для обновления и развития Союзного государства.
Таким образом в условиях формирования Новой Центральной Европы у Беларуси и России в рамках Союзного государства появляется серьезная перспектива перейти от выяснения отношений друг с другом к организации совместного геополитического действия в интересах создания евразийской системы международной безопасности.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments