Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

О действиях по обеспечению технологического суверенитета России

Антикризисные рекомендации научного сообщества и экспертов как либеральной, так и государственной, «дирижистской» направленности продолжают безошибочно вгонять российскую экономику в целом в тупик и по сути запланированную катастрофу, связанную с неуклонным уменьшением производимой страной добавленной стоимости.

Это определяется тем, что у рекомендующих отсутствует как теория кризиса, так и, тем более, теория восстановления, подъёма и развития страны. Отсутствие теории не дает возможности большинству экспертов видеть, что российский кризис имеет абсолютно оригинальную природу, отличную от так называемого «глобального экономического кризиса».

 

Никакого отношения к «кризису спроса и перепроизводства» российский кризис не имеет. Наоборот, у нас кризис «способности производства» - наличия кадровых, организационных и технологических мощностей производить нужные вещи, т.е. адекватного качества по минимальным ценам. Это во многом определяется неадекватностью производящей способности середины прошлого века потребностям молодежи двадцать первого века в качественном и количественном измерении.

Российский кризис связан с отсутствием в последние минимум 30 лет шага развития («модернизации») в виде перехода к новому технологическому укладу (ТУ), основанному на целевом формировании через разнообразные стили потребления заданного качества жизни российских граждан и производством высокой добавленной стоимости («конкурентоспособностью» производства).

Таким образом, в основе российского кризиса - технологическая отсталость, которая вкупе с деиндустриализацией последних двадцати лет подрывает технологический и, в конечном счете, политический суверенитет страны и власти.

В настоящее время российские промышленность и труд представляют собой существующий по инерции, случайный и деградирующий набор морально и физически устаревших укладов (в основном третьего и четвертого), тогда как развитые страны продвинулись к пятому и, частично, шестому укладам. Показателен тотальный – до 90 % по отдельным отраслям – износ основных фондов и неадекватность станочного парка (см. Приложение 1). Одновременно в мире сформировались такие индустриальные лидеры с бесконечным дешевым человеческим ресурсом как Китай и Индия.

В этой ситуации России необходимо брать волевой курс на создание в стране связанных «островков» опережающего мировой уровень следующего седьмого технологического или технопромышленного уклада (СТУ, Приложение 2).

Только СТУ, создание системы новых производств и тотальное перевооружение существующих производств на его принципах, в сочетании с разумными мерами традиционной промполитики,  являются механизмом обеспечения производства высокой нормы добавленной стоимости, которая обеспечит достойную занятость и потребление молодежи.

Для этого необходимо:

 

Опережающее создание отечественного станкостроения, которое выступит сквозной базой перевооружения основных фондов и укладов базовых отраслей промышленности (судостроения, авиастроения, космической промышленности, газонефтехимия и др.)

Организация сети кластеров промышленного развития и новых городов вокруг специально проектируемых передовых и мощных по конкурентоспособности индустрий, «заточенных» на производство мировых лидирующих продуктов, дающих сверхвысокую добавленную стоимость (Приложение 3)

Плановая организация третичной индустриализации России и создании на её основе новой национальной промышленной системы

Организация и проведение вторичной и первичной индустриализаций промышленности Средней Азии и Среднего Востока, Украины и Беларуси, а также устаревших внутрироссийских промышленных систем

 В целом это требует срочной выработки абсолютно новой повестки дня, по сути новой политики,  которая будет предельно актуальной к марту 2011 года, когда в ситуации разгоняющейся стагфляции потребуется прогосударственный радикализм: концепт технологического суверенитета страны и, соответственно, технологического прорыва, объединенных единой программой развития и модернизации страны.

Суть концепта: нельзя делать ставку на импортируемые технологии, необходимо создавать технологии самим, опираясь на российские технологические традиции и заделы, на русскую фундаментальную науку и инженерную школу, прежде всего, развивая станкостроение и обеспечивая перевооружение ключевых сфер промышленности. Вектором работы при этом является выход в новый седьмой технологический уклад и создания новой национальной промышленной системы. Цель новой национальной промышленной системы – целенаправленная организация достойного жизни основной части населения страны, т.е. мирового качества жизни.

При этом привлечение зарубежных технологий необходимо, но как элемент собственных создаваемых новых технологических платформ.

Без указанного нового концепта суверенная демократия В.Ю. Суркова, особенно на фоне Сколоково, является не просто фикцией, но прямо вредной и опасной концепцией. Концепт же технологического суверенитета позволит через постановку предметных целей и задач перейти к реализации идеологии развития, а также привести к реальности стратегию «Россия-2020»,  конкретизируя её лозунги. Одновременно данный концепт позволяет мобилизовать население на реиндустриализацию страны - единственно возможный путь действий в ситуации кризиса.

Альтернативой курсу на технологический суверенитет является десуверенизация страны – в том числе военная и политическая.

Для решения задачи целесообразно организовать государственную программу «Организация промышленного развития через создание седьмого технологического уклада».

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments