Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Category:

Школе и образованию нужен свой Королёв. И он в стране есть

Опубликовано сегодня в KMnews 

Знаете ли Вы, какой будет следующая – третья - версия проекта образовательного стандарта для старшей школы (10-11 классы)?

Та, в которую на первое место поставят Математику.

Вчера была опубликована вторая версия шокировавшего всех стандарта, и главной новостью там подаётся тот фундаментальнейший якобы сдвиг, что убрали «ошибочную» запятую между словами «Русский язык» и «Литература» и сделали Русский язык и Литературу обязательными (правда, в виде одного предмета, «в одном флаконе»).

Так вот, к лету обязательным и самым главным и т.п. сделают ещё и Математику. И тогда наступит в школе и стране полное счастье.

В самом деле, что ещё нужно пиплу? Орали, что их лишают Русского и Математики – нате, получайте: сегодня Русский. А через пару месяцев – Математику!

Но изменит ли это что-либо по сути в ситуации разрушения общеобразовательной школы?

Ведь большинство населения страны, которые никак не хотят быть «пиплом», чувствует, что, предоставив ему в качестве обязательных предметов Физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире», и лишив Математики, Русского и Литературы, - его лишают равного с богатыми и знатными доступа к фундаментальному образованию, то есть открыто отменяют общеобразовательную, по старомодному, народную, школу, превращая 90 процентов российского населения в кухаркиных мам, пап, детей и внуков.

Здесь стоит напомнить знаменитый циркуляр министра народного просвещения Делянова от 1887 года,

где предлагалось освободить от полноценного образования «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

И учителя, и родители увидели, и с полным на то основанием, в этом задвигании подальше Русского и Математики прямое антинародное действо.

Все уже привыкли, что любая реформа оказывается способом перераспределения общественного богатства от «низов» к «верхам», которые собираются и дальше обучать своих детей за границей или в частных и государственных специальных школах и с опаской смотрят на полторы сотни миллионов оборзевших для них лузеров, которые вдруг могут выйти «из среды, к коей они принадлежат».

К сожалению, мы живём в стране, где антиобразовательный смысл модернизации образования в открытую декларируется самим министром образования, - например, пять лет назад на встрече с Президентом страны В.В. Путиным: «Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину».

Трогательная забота Андрея Александровича о страдающих от избыточного образования водителях не уступает лишь не менее трогательной заботе предыдущего министра образования Филиппова, который на пике своей карьеры в 2000 году истово выступал против перепроизводства юристов и экономистов: «Сейчас мода на экономистов и юристов. «Экономисты будут работать, а юристы их судить». Нас ждет колоссальное перепроизводство рабочей силы в этих сферах. Этого не должно быть. Я считаю, что надо думать не о том, что модно, а о том, что будет нужно через десять лет. Надо понимать, что материальное производство первично, и поэтому надо получить профессию, связанную с материальным производством».

Правда, в конце того же интервью Владимир Михайлович, не просто без всякого стеснения, а с законной гордостью поведал журналисту, что его собственные дочь и сын, оказывается, учатся не в профучилище, осваивая связанные с материальным производством профессии, а как раз на экономическом факультете! Причём, в вузе, где он до того, как стать министром, был ректором!

В этом фундаментальном разделении власти, социума, жизни для себя и «ближних» - и для всех «остальных», для «пипла», вся суть модернизации образования, которая вот уже десять лет бронтозавром шагает по стране: с  момента утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р).

И в этой смертоносной модернизации проект стандартов является всего лишь одним из нескольких профессиональных ударов по общеобразовательности и школе в целом.

В конечном счёте, подавляющее большинство населения лишают доступа к фундаментальному образованию, к высшим способностям, без которых путь в профессии и карьере изначально оказывается закрыт кухаркиными перспективами.

В этом плане эквилибристика с Русским и Математикой по существу ничего не меняет, однако сильно поможет выпустить пар и не мытьём так катаньем протолкнуть-таки стандарты.

Во-первых, кроме Русского и Математики совсем необсуждаемым предметом остаётся Физика. По всем опросам школьников за последние десять лет никто, подчёркиваю, никто не хочет выбирать Физику в любом плане, и как обычный предмет, и как предмет с углублённым изучением, как факультет в вузах и т.п. и т.д. Это главный показатель национальной катастрофы, поскольку Физика вводит в построение идеальных объектов, способность идеализации, и без этого человек в 20 лет в 99,9 процентах случаев навсегда отсечён от полноценной профессионализации и карьеры не по блату в любой сфере.

Во-вторых, если даже назовут обязательными и Русский, и Математику, и Физику – это не будет иметь никакого отношения к их реальному изучению и вообще ни к чему.

Нынешний ажиотаж вокруг стандартов является классическим случаем отвлечения внимания на недолжный объект. Нет мало-мальски приличной концепции школы, нет базовой научной и педагогической культуры у разрабатывающих стандарты, но есть надвигающийся новый закон об образовании, есть десять лет ковровой бомбардировки модернизацией и т.п. Есть, наконец, реальный, а не писанный, стандарт – ЕГЭ, в котором что напишут, на то и будут натаскивать несчастные учителя, поскольку и учителей, и школы будут спрашивать не за стандарт, а за результаты ЕГЭ.

В-третьих, и главное. Порочны базовые установки модернизации образования. И реализуют их абсолютно далёкие от передовой мировой образовательной науки и практики люди.

Они хорошо известны и последние пятнадцать лет организовали абсолютную монополию на принятие решений в сфере образования.

Первый – это ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который через президента этой Школы и неформального шерпы по все структуры власти Евгения Ясина почти 20 лет контролирует ситуацию с распределением бюджетных и иных средств на ключевые разработки в образовании (как, кстати, и экономике). Никак, правда, не сбывается заветная мечта Ярослава Ивановича стать министром образования, и тут его следует пожалеть.

Второй – психолог Александр Асмолов. Сегодня он директор Федерального института развития образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ. Умный и талантливый во многих сферах человек, однако, не имеющий представления о практике и дидактике образования.

Если Кузьминов разрушает образование на основе своих экономических заморочек, вводя изощрённые организационно-финансовые механизмы подрыва, то есть, виноват, модернизации образования, прежде всего, такие как «следование» денег за учеником и студентом, все эти фокусы с профилизацией старшей школы и ЕГЭ, то Асмолов – гений в идейном вирусном поражении школы.

Именно Асмолов был главным автором и локомотивом ввода вариативности образования, которая подарила каждому школьнику по десятку неполноценных «разных» учебников и шизофренизировала школу в 1990-х годы. Сегодня именно он вводит под лозунгом детоцентричности беспредметность образования, то есть по сути бессодержательность и бессмысленность учёбы, сведения образования к комфортному времяпрепровождению детей, облом у которых будет наступать потом, когда им будет 20 и более лет.

Вот два нынешние мотора разрушения школы – последнего всеобщего достояния страны.

Сообразительный и быстро редактирующий стандарты Александр Михайлович Кондаков и иже с ним – это уже только пехота двух вышеозначенных Наполеонов от образования.

Пора перестать относиться к школе как к месту отправления фантазий  отдельных граждан.

Школа не только не проще космической ракеты или даже айфона, она на десятки порядков сложнее по конструкции и последствиям.

Я уже писал и опять повторю: необходимо срочно ввести на год мораторий на реформирование и «модернизацию» школы .

Далее, необходимо создать Государственную Комиссию по развитию образования, введя в неё представителей всех имеющихся в гражданском обществе профессиональных и гражданских позиций, и созвать уже в марте чрезвычайное всероссийское образовательное собрание с председательством Главы государства.

И главный момент. Для такого важнейшего и сложнейшего  дела любой современной страны как образование необходим генеральный конструктор, необходим школьный Королёв.

Вся мерзость происходящего заключается в том, что такой Королёв в стране есть, но в осваивании денег «на развитие образования» его нет.

Ни один, можете проверить, ни один мало-мальски грамотный в образовании человек не будет отрицать, что Юрий Вячеславович Громыко, должности и звания которого я здесь не буду перечислять, - является единственным в стране и мире человеком, который в состоянии создать работающую и передовую конструкцию новой российской школы.

Мне стыдно читать текст стандартов. Всё что там есть интересного, списано двоечниками именно у Громыко. И про «метапредметные результаты», и про «системно-деятельностный подход» (даже слово исковеркали и с ошибками сдули!) - про всё, что позволит нашей российской школе очень быстро стать абсолютным мировым лидером в образовании.

Но суть нынешнего государственного устройства в том, что Громыко – лучший и единственный ученик двух наших выдающихся корифеев в образовании, Василия Васильевича Давыдова и Георгия Петровича Щедровицкого, -  четверть века вкалывает и создаёт опережающую модель школы и практические площадки школы будущего, а двоечники не просто трудолюбиво осваивают бюджетные средства, но и делают это, как положено двоечникам, во-первых, бездарно, перевирая и профанируя выдающиеся идеи Громыко-Давыдова-Щедровицкого, а, во-вторых, ещё и отчитываясь чужими мыслями и словами, выдавая их за свои достижения.

То есть один с сошкой, а семеро – с ложкой.

Навести здесь порядок и будет означать решение проблемы стандартов. И не только.

 Опубликовано сегодня в KMnews 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments