Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Будет ли государство делать лучшую в мире школу?

Автор: Юрий Крупнов, опубликовано в KMnews 28.02.2011 г.

В субботу Президент США Барак Обама призвал в своём еженедельном обращении к нации приоритетно инвестировать в образование, подчеркнув, что Америка не имеет права в эти труднейшие кризисные времена экономить на школе, поскольку это означало бы «сэкономить на способности нашей страны выиграть будущее», ведь через образование нация получает «способность переиграть в конкурентной гонке остальной мир».

И далее, во второй раз за последние десять дней, американский Президент подчеркнул, что ключ к созданию в США новых перспективных рабочих мест и производств лежит через улучшение образования в сфере точных и естественных наук. Как ни странно, Обама ничего не сказал про курс «Место Америки в мире», - наверное, был занят переформатированием арабской части Большого Ближнего Востока. Также возможно, что ЦРУ и его советники ещё просто не успели донести до лидера информацию о созданном в России секретном оружии в виде приоритетности не точных наук, а физкультуры, ОБЖ и «Места России в мире».

Анализируя выступление Обамы, отчего-то вспоминается великая фраза из гайдаевской комедии: «А женщины уже в волейбол играют».

Да, играют! И в волейбол, и в трансформацию и структуризацию мира, и в опережающие вложения в национальное образование и фундаментализацию его содержания.

А что у нас? Во что играем или собираемся играть мы, Россия?

 

После прошедшего в начале прошлой недели совещания у Аркадия Дворковича, помощника уже российского Президента, было заявлено о переработке проекта образовательного стандарта для старшеклассников и о том, что это сделает некая новая команда разработчиков.

К сожалению, перед нами очередной бюрократический фокус, фейк.

Достаточно указать на то, что едва ли не главное внимание при «переделке» собираются уделять упрощению языка, чтобы даже и учителя смогли прочитать тексты и уяснить, что от них требуют.

Но суть изначально порочного подхода останется прежней, да и принципиально не может быть изменена, если  переделка будет поручена очередной абстрактной и бесполой «новой команде разработчиков».

Национальная школа – главное оружие современности, либо массового поражения, либо массового возрождения. И тратить политические и финансовые ресурсы на то, что никогда «не полетит» - преступление.

Моя позиция на этот счёт известна и была изложена в статье «Школе и образованию нужен свой Королёв. И он в стране есть».

Но хотелось бы обратить внимание на ключевой, не технологический, а мировоззренческий, даже религиозный принцип, стоящий за подходом к модернизации образования с 2001 года в целом.

В основе новой российской школы должны быть передовое содержание образование, вводящее всех без исключения школьников в высшие способности мышления, понимания, идеализации, моделирования, действия.

В этих же несчастных стандартах содержание образования подменяют не только бестолковой дрессировкой, но и вообще отказом от содержания, заменой содержания на содержании самих детей.

Это не придуманная мною игра слов, это констатация вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, который в интервью «Голосу России» сказал про школьные стандарты, да и про модернизацию образования в целом, самое главное, и, если вдуматься, сенсационное: «Поправки к Закону «Об образовании», которые были приняты несколько лет назад, переводят понятие стандартов Российской Федерации от содержания к результатам. То есть стандартизируется результат обучения, стандартизируется материальная база учебного заведения. То есть речь идёт о некоторых условиях для содержания ребенка и о результатах, которые должны быть получены этому ребенку» (слушайте первую минуту аудиоверсии интервью).

То есть содержание заменяется на результаты и подменяется «условиями для содержания ребенка».

Значимость данного высказывания Виктора Болотова трудно переоценить

Во-первых, именно Болотов был ведущим исполнителем модернизации образования в должности замминистра, именно он и продвигал и, мягко выражаясь, «внедрял» ЕГЭ.

Во-вторых, при этом Виктор Александрович - честный и порядочный человек, к которому ничего на высокой должности не прилипло. Также он добросовестный и талантливый работник, отдавший сфере образования всю жизнь.

То есть он знает, что говорит. И перед нами, повторю, в чистом виде религиозный принцип, если хотите – в чистом виде антиправославный, жалко, что этого не замечает Московская Патриархия.

 Причём, принцип сквозной - ведь то же самое мы слышим уже более двадцати лет про экономику, где не надо строить заводы и т.п., а надо «создавать условия», которые, мол, и дадут «результаты».

Перед нами аличностная модель, где всё должно делаться «само» и, желательно, с нулевыми затратами со стороны государства. Поскольку известно, что сами даже кошки не родятся, то на практике личности есть, но они спрятаны в стороне и являются бенефициарами обезличенных процессов.

В традиционной же российской – и в советской! - школе ставка делается именно на личность каждого без исключения ученика.

Именно на личность должна быть сделана ставка и в новой общенародной российской школе, которая за счёт всех экспериментальных наработок последних 25 лет имеет все возможности стать и быть лучшей в мире.

Итак, будем новую школу строить или продолжать игры в переделки?

С огромным интересом буду следить за действиями государства российского.

Оригинал: KMnews

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments