Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Category:

Пора строить Социальное государство 2.0 . И опираться можно на информационные технологии

В ситуации непрерывных попыток прикончить в Российской Федерации остатки социального государства (чего стоит только людоедская «обновлённая Стратегия 2020» Мау-Кузьминова, разработанная по заказу Правительства в качестве новой социально-экономической модели), основные силы общества уходят на защиту самой необходимости социального государства как такового.

Опять и опять приходится доказывать, что построить счастье 10 процентам населения за счёт остальных – преступно и убийственно для России, что дикое социальное расслоение подрывает страну изнутри, что давно пора перестать обсуждать, что лучше – чтобы все были богатыми или чтобы не было бедных и т.п.

В этих навязываемых глобальных дискуссиях растворяется  уникальный опыт российских регионов в проектировании и организации современной высокотехнологичной социальной политики в интересах всех жителей.

В этом плане имеет смысл внимательно присмотреться к опыту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Задолго до введения материнского капитала здесь законом автономного округа был введён персональный капитал при рождении нового жителя округа, до половины всех вложений в строительство идут из регионального бюджета, пять лет работает закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в котором введены динамичные стандарты качества жизни, измеряющие и формирующие социальное самочувствие население Югры.

Сегодня уже можно говорить о создании оригинальной Югорской модели социального развития, в основе которой категории качества жизни и персонализация социальной работы, комплексный охват всех базовых сфер жизни человека.

Крайне перспективным нововведением в Югре, особенно с началом реализацией федерального проекта «Электронное правительство», является проект социально-платёжной карты -  СПК «Югра».

«Карточный» проект был запущен в автономном округе в 2005-м году. Заказчиком выступило окружное правительство, а исполнителем от имени государства -  департамент труда и социальной защиты населения, который в прошлом году не без основания был переименован в департамент социального развития.

Власти автономного округа, вводя ставшие модными в начале нулевых годов социальные карты, пошли не по пути внедрения типовых ИТ-решений, сводя всё исключительно к айтишной информатизации, а изначально сделали ставку на карту как универсальный инструмент высокотехнологичной и персонализированной социальной политики.

Эта ставка на рост стандартов качества жизни и наращивание человеческого капитала система СПК «Югра» выгодно отличается от схожих карточных проектов в других субъектах федерации. В частности, от социальной карты москвича, где соцкарта была жёстко «посажена» на обслуживание базовой транспортной инфраструктуры столичного мегаполиса - московский метрополитен. Недаром генконструктором московской социальной карты был бывший глава московской подземки Дмитрий Гаев.

В этом смысле Югре можно сказать повезло – именно тем, что у неё нет метро и вместо одного монопольного приложения исходно была поставлена задача искать разнообразные значимые социальные эффекты и «прошивать» их в качестве электронных приложений карты.

По этой причине в поисках подходов к карточному проекту и была сделана ставка на социальность и социальное развитие как главную цель и ключевую задачу регионального правительства.

До конца текущего года карта будет нести 68 социальных приложений, позволяющих жителям автономного округа получать государственные, муниципальные и иные услуги в электронном виде. Уже сегодня держатель карты может переводить на нее зарплату, пенсию и другие выплаты, свободно снимать деньги в банкоматах, получать данные о базовых пособиях, начисленных льготах и компенсациях, страховых взносах, смотреть информацию о предоставленных ему путевках в санатории и даже записываться на прием к врачам, применяя карту вместо медицинского полиса или получать информацию о расписании уроков, домашнем задании и текущей успеваемости своего ребенка в школе.

В опережающем режиме наращивается информационная составляющая СПК «Югра», позволяющая владельцу этой карты входить в свои данные по налоговой службе, ГИБДД, ФМС, со временем, и пенсионных фондов и организаций ЖКХ и всех других государственных и иных организаций, которые решатся создавать дружественный интерфейс взаимодействия с гражданином и открывать ему на сегодня практически засекреченную информацию.

Для государства с помощью сервисов социально-платёжной карты можно отслеживать как предметную эффективность реализации социального бюджета, так и персональную жизненную ситуацию конкретного гражданина, его социальное самочувствие, видеть социальный форс-мажор, с которым столкнулся человек и оперативно реагировать на него, предоставляя человеку или семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, помощь и поддержку государства.

Информационные технологии и регламенты взаимодействия между ведомствами открывают широкие возможности не только для персонального подхода к каждому жителю региона, в отличие от привычной нам «средней температуры по больнице», но и для постепенной субъективации жителей, включение их в планирование социальной политики, выделение приоритетов социального развития, - в социальное строительство как общее дело и государства и гражданского общества и каждого желающего отдельного жителя.

По сути дела, Ханты-Мансийский автономный округ за 7 лет, прошедшие с начала реализации проекта СПК «Югра», стал своего рода федеральной экспериментальной площадкой по отработке инновационных подходов и технологий социальной политики на базе своей оригинальной социально-платёжной системы. Следует признать, что первый этап эксперимента удался.

Да, услугами СПК «Югра» на сегодня пользуется только 2 % населения округа. Но следующий этап эксперимента требует не только массовизации использования карт, но и перехода к серьезной перестройке деятельности практически всех ведомств, проектирования и организации спектра новых сервисов и приложений карты.

Стало понятно, что затраты на чрезвычайно дорогостоящие информационные технологии окупаются только в том случае, когда вместе с их внедрением происходят множественные ведомственные и социальные революции. Для обеспечения привычных вчерашних практик работы подобные нововведения не нужны.

В Югре это понимают. У них получается делать карточный информационно-технологический проект не модной самоцелью, а высокотехнологическим инструментом социальной политики.

Это, конечно, только начало. Но уже очевидна настоятельная необходимость использовать опыт и Ханты-Мансийского автономного округа и столь же уникальный опыт ряда других территорий для того, чтобы кардинально изменить подход к ИКТ-проектам на федеральном округе.

Вокруг немалых затрат на информатизацию надо запускать мощный сквозной проект развития, который условно можно назвать Социальное государство 2.0 и превращать его, наряду с Новой индустриализацией и Евразийским союзом триадой повестки дня нового президентства Владимира Путина.

Концепцию Социального государства 2.0 сам Владимир Путин точно сформулировал ещё в 2008 году:  «Чтобы обеспечить динамичное, опережающее движение России вперед, сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития. Ее содержание гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов. В конечном счете – на развитие российского народа, не просто на сбережение, а на развитие». Очевидно, наступает время реализации такого абсолютно правильного подхода.

Прошло то время, когда «социалка» воспринималась как затратная сфера, буквально «чёрная дыра» для бюджетов. Пора прекратить употреблять штамп «непроизводственные расходы».

И мировой опыт, и наша российская ситуация убедительно свидетельствуют, что социальная политика призвана быть не просто производительной, а сверхпроизводительной сферой. Она должна поставлять самый главный ресурс для экономики и общества в целом – качественный человеческий капитал, дееспособную и производительную личность. От того, какое у российского гражданина будет здоровье, начиная с самых малых лет, как он будет образован, насколько перспективную и гарантирующую стабильность жизненного пути профессию он освоит, насколько будет восприимчив к новым знаниям, какую поддержку получит в деле создания большой, крепкой и надёжной семьи в перспективе с тремя и более детьми - от всего этого напрямую зависит и так часто упоминающаяся экономистами производительность труда, и демографическое развитие страны, и комплексная мощь нашего государства в целом.

А Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре имеет смысл, опираясь на тот факт, что положенные в основу СПК «Югра» идеологии и технологии опередили время, и что региональный проект необходимо в ближайшие два года интегрировать с федеральной универсальной электронной картой, брать на себя задачу становиться центром социальных инноваций в России. Это необходимо для всей страны.

Tags: ИКТ, СПК "Югра", Социальное государство 2.0, Социальный Кодекс, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, социально-платёжные карты, социальное государство, социальные карты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments