Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Шаг к краху авиационного двигателестроения? - профессиональная общественность пробуждается

без комментариев, как говорится... Но обсудить было бы неплохо. Пока профессиональная авиационная общественность, руководство ведущих предприятий, ведущие инженеры и конструкторы не начнут в полную силу драться за сферу отечественного авиастроения, за её развитие против уничтожения, ликвидации - авиапром будут и дальше уничтожать. Давайте объединяться и предельно корректно, выверенно, но самим брать ситуацию в руки


 Независимая газета
  |  концепции

Не допустите краха авиационного двигателестроения

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации

Д.А.Медведеву

Председателю Правительства Российской Федерации

В.В.Путину

Председателю Совета Федерации

Федерального собрания Российской

Федерации

В.И.Матвиенко

Председателю Государственной Думы Федерального собрания

Российской Федерации

Б.В.Грызлову

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемый Борис Вячеславович!

Ведущие сотрудники и молодые специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова (ЦИАМ) вынуждены обратить Ваше внимание на возможные пагубные последствия планируемой интеграции авиационной науки путем создания национального исследовательского центра имени Н.Е.Жуковского.

Россия с ее огромной территорией, протяженными границами, недостаточно развитой транспортной инфраструктурой не может существовать и тем более интегрироваться в мировое сообщество без авиации. Обороноспособность страны зависит от наличия авиационной промышленности, которая, в свою очередь, не может существовать без авиадвигателестроительной подотрасли. Мировой опыт показывает, что авиадвигателестроение может эффективно работать, лишь сочетая разработки в интересах военной и гражданской авиации, а также разработки двигателей для судостроения, наземного транспорта, газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов. Кроме того, продукция авиадвигателестроения является важнейшей частью российского экспорта вооружений.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественного авиадвигателестроения необходима модернизация конструкторского и производственного потенциала, перевод двигателестроения на инновационный путь развития, что невозможно без эффективного использования интеллектуальных ресурсов. Основной интеллектуальный ресурс отечественного авиадвигателестроения – коллектив Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова, его научные школы и направления, уникальная экспериментально-исследовательская база.

Нас крайне беспокоит интеграция авиационной науки, проводимая на основе необоснованных или ошибочных оценок, суть которых сводится к тому, что Минпромторг России не в состоянии ставить задачи науке, организовывать проведение исследований и контролировать результаты. Истинная же причина проблем авиационной науки – многолетнее недофинансирование, приведшее к значительному оттоку кадров (научные центры потеряли более половины сотрудников) и деградации научно-исследовательской базы.

В последние годы министерством приняты определенные меры для исправления ситуации – увеличено финансирование научно-исследовательских работ, в частности, направленных на разработку ряда критических технологий, необходимых для создания двигателей нового поколения для самолетов МС-21 и ПАК ФА.

Национальный исследовательский центр имени Н.Е.Жуковского, в состав которого должны войти ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ АС, СибНИИА и ГкНИПАС, формируется по келейной договоренности руководителей без учета существующей и перспективной кооперации. Так, в последние годы сотрудничество ЦИАМ с ЦАГИ в денежном выражении не превышало 1–2% бюджета ЦИАМ, а с ГосНИИ АС, СибНИА и ГкНИПАС отсутствовало. Объем совместных работ ЦИАМ и ЦАГИ целесообразно несколько увеличить, однако ясно, что способствовать разработке критических технологий для двигателей это не может. По зарубежному опыту (НАСА) доля совместных проектов самолето- и двигателестроения при формировании НТЗ не превышает 3%. Гораздо более важным для разработки технологий является сотрудничество ЦИАМ с ВИАМ, НИИД, а также предприятиями авиадвигателестроения. Авиационный двигатель – сложнейшая техническая система, однако в перечне научных проблем, разработанном его инициаторами для национального исследовательского центра имени Н.Е.Жуковского, на два десятка «самолетных» пришлась лишь одна «двигательная».

Трудно поверить, что руководство ЦАГИ – инициатор интеграции, печется о государственных интересах, исключая из процесса интеграции отраслевой науки ведущие НИИ авиационной промышленности: ВИАМ, ЛИИ, НИИ АО, НИАТ и др. Такой подход может свидетельствовать только о сиюминутных личных интересах и обречен на неудачу.

Выступление руководителя ЦАГИ Б.С.Алешина на Президиуме НТС ЦИАМ 27 октября 2011 года не только не дало ответов на поставленные вопросы, но и продемонстрировало полное отсутствие экономических оценок результатов интеграции (финансово-экономическое обоснование к проекту ФЗ «О национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е.Жуковского» состоит из двух предложений) и соответствующего анализа рисков, а также проработки альтернативных вариантов интеграции. Не выдерживают критики и ссылки на опыт организации работы зарубежных научно-исследовательских организаций авиакосмической отрасли (NASA, ONERA, DLR), который нельзя использовать без учета состояния отечественной авиационной промышленности.

Предлагаемые руководством ЦАГИ для деятельности национального исследовательского центра имени Н.Е.Жуковского организационные подходы противоречат принципам деятельности инновационных предприятий. Провозглашенный и подкрепленный современными порядками в ЦАГИ главный тезис: «Ученые должны заниматься наукой – деньгами будем заниматься мы» – практически полностью лишает специалистов, включая молодых, возможности оперативного приобретения необходимых приборов, вычислительной техники и даже расходных материалов, а руководителей любого ранга – стимулирования сотрудников, в первую очередь молодежи. При подобных порядках национальный исследовательский центр имени Н.Е.Жуковского, а вместе с ним и те научные организации, которые удастся интегрировать, ожидает, к сожалению, неминуемая деградация при любом объеме расходования бюджетных средств.

Если организация в 1930 году ЦИАМ решила проблему создания в СССР авиационных моторов накануне войны, то пробиваемая руководством ЦАГИ интеграция ЦИАМ в далекую от двигателистов среду приведет к его ликвидации и навсегда исключит Россию из числа стран – производителей конкурентоспособных авиационных двигателей. Как следствие, и отечественные промышленные газотурбинные установки будут вытеснены из топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и других отраслей экономики.

Уважаемые руководители нашего государства!

Мы уверены – вы не допустите принятия решений, последствия которых будут трагичными для авиационной промышленности России.

Открытое письмо подписали 414 сотрудников ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

материалы: Независимое военное обозрение © 1999-2011Опубликовано в НГ-НВО от 25.11.2011 Оригинал: http://nvo.ng.ru/concepts/2011-11-25/5_krah.html
Tags: Суверенная авиация, авиапром, авиация, двигателестроение, отечественный авиапром, проекты развития страны, российский авиапром
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments