Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Оптимизировать надо не вузы, а чиновников! - о сокращении количества государственных вузов

logo_NV

Оптимизировать надо не вузы, а чиновников!

29 августа 2012 , Юрий Крупнов

Когда из уст наших правительственных чиновников звучат иноземные слова «оптимизация» и «реструктуризация», то впору хвататься за голову: быть беде. Вышеозначенными терминами, как уже давно убедился наш народ, в России принято обозначать погром, убийство и ликвидацию чего-то очень важного и полезного для страны. Но что именно у нас принято «оптимизировать» с особым азартом и упорством, достойным лучшего применения? К сожалению, наше главное конкурентное преимущество – одну из лучших в мире систем образования.

В последние месяцы «оптимистические» новости от наших «государственных мужей» просто зашкаливают. На днях новый министр образования Дмитрий Ливанов заявил о том, что количество государственных вузов в России пора «оптимизировать» – то есть попросту сократить. Мол, в стране расплодилось огромное количество ненужных институтов и университетов, которые готовят неквалифицированные кадры, дают некачественное образование и штампуют липовые дипломы. А раз так, то уже к марту необходимо подготовить специальную программу, в соответствии с которой львиная доля «лишних» вузов будет закрыта. Эта идея господина Ливанова «творчески» развивает его же майское предложение – ограничить число бюджетных мест в российских университетах. Дескать, нечего всем подряд бесплатное образование давать – за знания платить надо. Вот такой у нас министр – рачительный и прагматичный!

Господин Ливанов действует по принципу: «Раз болит голова, то ее нужно отрубить!» Не желая разбираться, почему качество образования в стране в последние годы упало в разы и в чем здесь вина вверенного ему ведомства, он предлагает простой рецепт – взять и прикрыть «лишние» вузы. Такая политика чем-то напоминает поведение призывников, которые, чтобы избавить себя от армии, занимаются членовредительством. В самом деле, зачем браться за тяжелый созидательный труд, когда любую проблему можно «реструктуризировать» и «оптимизировать»?

Впрочем, не думаю, что в случае с так называемой «реформой образования», идущей уже 25 лет, речь идет просто о некомпетентности наших высших чиновников. Складывается ощущение, что наша образовательная система целенаправленно «затачивается» под такую «амбициозную» задачу, как построение нефтегазовой экономики и интеграция в глобальный мир в качестве сырьевого придатка Запада и Востока. Если Россия претендует на роль «снежной Нигерии», занятой лишь поставками углеводородов, то для обслуживания трубы потребуется не так уж много образованных кадров. Зачем плодить «шибко умных» граждан и тратить на них нефтедоллары? Не дай бог эти «всезнайки» еще осознают ущербность государства и предъявят элите совсем другие требования! Поэтому, по мнению истеблишмента, львиная доля вузов должна срочно пойти под снос.

Кстати, «оптимизации» и «реструктуризации» подвергнутся не только высшие, но и средние учебные заведения. Уже с 1 сентября мы ощутим на себе действие скандального 83-го федерального закона «О бюджетных организациях», который предусматривает перевод на коммерческие рельсы школ и ПТУ. Отныне все они будут вынуждены перейти на самоокупаемость, что по определению невозможно без предоставления платных «образовательных услуг». То есть мы движемся в сторону построения жесткого кастового общества, в котором верхи и низы отличаются не только по уровню доходов (это еще полбеды), но и по уровню образования.

Коммерциализацию школ, ПТУ и университетов наши неисправимые «оптимисты» оправдывают священной идеей конкуренции. Мол, только всеобщая платность и соревновательность могут заставить студентов относиться ответственнее к своему образованию, а преподавателей – повышать свою профессиональную планку в условиях жесткой войны с коллегами. Но немецкая и японская системы образования, считающиеся мировыми лидерами, не предполагают в стенах университетов излишней рыночной конкуренции. Напротив, в вузах Германии и Японии среди преподавателей и студентов взращиваются идеалы солидарности, коллегиальности и служения Знанию. Поэтому в той же ФРГ образование бесплатное, и о введении аналога нашего 83-го закона там, несмотря на кризис в ЕС, никто не заикается.

Проблема российского образования состоит в том, что в условиях нынешней социально-экономической модели оно попросту не нужно нашему государству. Отсюда и берутся эти варварские планы по «оптимизации» и «реструктуризации». А вот если бы наше правительство всерьез поставило перед страной задачу возрождения промышленности (проект индустриализации – 2), то нам, напротив, понадобились бы дополнительные школы, училища и университеты. Россия может выжить в условиях усугубления глобального кризиса лишь как индустриальная держава, но состояться в качестве таковой немыслимо без огромного количества высококвалифицированных кадров. А эта задача решается лишь при наличии всеобщего и – главное – бесплатного высшего образования.


Tags: Всеобщее высшее образование, Минобрнауки, бесплатное образование, вузы, высшая школа, лучшая в мире школа, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments