Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Дорожная стратегия России - начинаем разработку, приглашаем к сотрудничеству

27 июня в зале коллегии ФДА выступил на очередном заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве («Росавтодор») Министерства транспорта РФ, в состав которого я вхожу. Одна из ключевых тем заседания - безопасность на дорогах, что, как я отметил и в докладе и примечании, является прямым следствием ошибок в  стратегическом планировании автодорожного комплекса и предложил разрабтать общественную Дорожную стратегию России как документ стратегического планирования - тезисы ниже.
Благодаря присутствию на совещании руководителя ФДА Романа Владимировича Старовойта удалось непосредственно узнать реакцию ведомства и определить главное направление дальней работы - это региональные дороги. Надеюсь на дальнейшую  плодотворную работу совместно с Росавтодором по созданию Дорожной стратегии России.
Ниже видеозапись моего краткого выступления по иницированию создания Дорожной стратегии России, ответы на вопросы, дискуссия с организаторами и небольшой комментарий по организации безопасности движения на дорогах:



Основное возражение, не надо никаких новых стратегических документов, уже существует Транспортная стратегия России до 2030 года, её более чем достаточно.
Не согласен с этим, и чтобы показать, наш Институт демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) в ближайшее время представит сопоставительный анализ.
Кстати, если вернуться к безопасным дорогам, то необходимо специально отметить неочевидное для многих: безопасность дорог (а значит, и демография, прямое сбережение народа) минимум на 30 % зависит от состояния дорог, а значит, качества их проектирования и строительства и эксплуатации.
И это должно быть на повестке дня общественных сил и СМИ. Более очевидно, что от стратегического планирования зависит региональное развитие. Эффективная коммуникация возможно только при развитой дорожной сети. Также на совещании поднимался важнейший вопрос об образовании - во времена лихих реформ отменили некоторые дорожные специальности, "забыв", что в России есть территории, которые требуют специалиастов по строительству в условиях вечной мерзлоты и т.п.
Необходимо доносить до общества (и прошу СМИ тут подключаться), что дорожники - это не просто люди, которые строят какие-то абстрактные дороги из пункта А в пункт Б, это люди, которые создают и поддерживают кровеносную систему страны. А этот стратегический вопрос должен обсуждаться на свамом высоком государственном уровне.

На следующей неделе в рамках программы Проектное государство мы проведём проектную сессию по проблеме. Если вы хотите принять участие или у вас есть предложения, пишите на proektnoegosudarstvo@gmail.com

Юрий Крупнов,
председатель Движения развития,
председатель Наблюдательного совета
Института демографии, миграции
и регионального развития

Российский дорожный комплекс в инфраструктурах
следующего поколения (инфраструктурах 3.0)
и в системе седьмого технологического уклада

Тезисы доклада – 27 июня 2013 г.

1.     {C}{C}Предлагается вынести на рассмотрение общественности - того же Общероссийского народного фронта - согласованную с Росавтодором России общественную Дорожную стратегию России, которая впоследствии, после широкого общественного обсуждения, могла бы стать документом стратегического планирования отрасли.

2.     {C}{C}Прорыв в дорожном строительстве мог бы стать одним из наиболее заметных и очевидных успехов руководства России по реализации Указов Президента России от 7 мая 2012 года

3.     {C}{C}Преображение дорожной индустрии – детонатор и драйв, локомотив процессов развития страны. В ситуации стратегической неопределённости ведётся поиск доктринального самоопределения отрасли: «Что мы, дорожники, можем сделать для России?». В то же время, с позиций задач государственного развития, миссия дорожников должна пониматься, как безусловно лидерская, сакрально-символическая. Народ России видит в состоянии дорожного хозяйства зеркало состояния государственной организации, стратегии, проблематики. Все знают поговорку о двух бедах России, стоимость московских дорог превратилась в международный анекдот… Умирают дороги – умирает и страна. Начнут дороги воскресать, прирастать – станет это и перовой страницей в новой жизни Великого государства российского. И дело здесь далеко не только в символизме, в этом утверждении много объективизма, который и составляет содержание доклада. Я представляю вариант парадигмы развития страны, основу которого составляет новое освоения и переосвоения нашего большого евразийского пространства, включая регионы российского Севера, позволяющее расширять зону жизни и повышать её качество до уровня свыше мировых стандартов. Решение задач демографического, экономического и сете-территориального роста:

·        {C}{C}недопущение сокращения населения страны и переход к его планомерному росту, ввод в оборот до 30% брошенных земель;

·        {C}{C}сохранение и наращивание сети малых городов и районов, переход к усадебно-поместной форме урбанизации с использованием прорывных технологий градостроения;

·        {C}{C}повышение производительности труда в 2-3 раза;

·        {C}{C}переход экономических приоритетов от экспорта сырья к экспорту сложной продукции высокой степени обработки, уникальных технологий через процесс новой индустриализации.

Развитие страны в координатах данной парадигмы требует роста плотности дорожной сети, среднедушевой подвижности населения, производительных сил минимум в 2 раза, за ближайшие 25 лет. Для этого необходима соответствующая интенсификация развития дорожной инфраструктуры, дорожного строительства в 5 раз.

4.     {C}{C}Решение проблемы доступа граждан и организаций к дорожным услугам (как особым транспортным услугам) в парадигме развития страны принципиально невозможно в рамках инерционного и экстенсивного сценария и требует планирования и организации перехода всей сферы на новый технолого-организационный уровень. Необходимо принципиальное системное усложнение и подъём – которые и можно описать понятием развития (аналог в эволюционной биологии – ароморфоз). Для этого необходимы шаги по программированию российского дорожного комплекса в инфраструктурах следующего поколения (инфраструктурах 3.0) и в координатах седьмого технологического уклада. В совокупности это требует рождения глобального форсайта: видения, образа российской дорожной системы следующего поколения, как образующего, распределительно-связующего логистического элемента федеральной транспортной системы, с включением в неё грузо и пассажиропотоков ключевых процессов производственной интеграции в Евразии и мире.

5.     {C}{C}Ведущим мировым трендом является выход на создание  инфраструктур третьего поколения, «инфраструктур 3.0», которые являются резервуаром прорывных технологических решений на основе знаний о новых физических принципах и эффектах. Как планировать шаг от разрушающихся  советских индустриальных «инфраструктур 1.0» и современных передовых «инфраструктур 2.0», получивших развитие на западе? – Вот какой вопрос должен стать центром рассмотрения при проектировании новой государственной политики в сфере транспорта. Очевидно, для его решения, помимо синергии рождения и слияния волевых целей и установок государства и народа, требуются новые понимания роли территорий, интеграции мысли, деятельности, социума, экономики, промышленности, законов их эволюции. Требуется развитие фундаментальной науки, образования, стратегических секторов индустрии, аграрной промышленности, распределенной инфраструктуры поселений. Роль дорог здесь решающая, как капиллярной системы, обеспечивающей доставку необходимых элементов для жизни и роста всех органов единой системы. Дорожная сеть – это основа переосвоения территорий России, индустриальной интеграции, возрождения малых городов, опора коридоров развития.

6.     {C}{C}Четыре направления по организации нового социального заказа для дорожников:

·        {C}{C}Стимулирование индустриального развития и стратегической занятости населения.

·        {C}{C}Стимулирование градостроительного развития, выход на новое качество жизни мирового уровня

·        {C}{C}Экспорт услуг по созданию транспортных систем

·        {C}{C}Экспорт новых технологических решений, инноваций

7.     {C}{C}Дорожная революция необходима в преддверии перехода промышленности к седьмому технологическому укладу. Опережающее развитие дорожного комплекса страны, основанное на идеологии комплексного развития, должно создать условия для реализации программы третичной индустриализации, завоевания Россией мирового технологического лидерства. Видение модели индустриального   комплекса седьмого технологического уклада должно задать набор целевых требований для проектирования транспортных и дорожных систем. Характерные особенности грядущего техноуклада:

·        {C}{C}Фундаментальная наука, создающая новые знания о материи и энергии, – непосредственный генератор технологий и инноваций.

·        {C}{C}Перенос акцента значимости с организации серийного производства на рождение замыслов и проектирование. Высокая автоматизация и универсальность производств. Коренное усиление возможностей дистанционной занятости, удалённого участия и управления.

·        Техносоциодинамика: счётность – измеримость – прогнозируемость – триада, которая ляжет в основу новой экономики развития. Любое решение будет приниматься на основании сопоставления результатов процессного математического моделирования. При этом, прямое и косвенное влияние решений будет оцениваться для всей совокупности технологических и социальных сфер и структур, на несколько порядков в глубину.

·        {C}{C}Внедрение рефлексивных практик в управление.

·        {C}{C}Лидерство определит качество и скорость логистики знаний, информации, энергии, материалов, комплектующих, продукции.

·        {C}{C}Эффективность производственного комплекса 7-го уклада определит формирование нового промышленного капитала за счет возврата инвестиционных средств из деривативов, фондовых инструментов, сырьевых отраслей. Нарастание данной тенденции определит динамику развития высокотехнологичных отраслей, производств с максимальной степенью переработки, ускорит внедрение сложных структур промышленной кооперации, переход к новым источникам и технологиям возобновляемой энергетики.

8.     {C}{C}Организация потоковых вдохновляющих инноваций – и уход от магии кустарного изобретательства. Центрирование векторов инновационных процессов на цивилизационные идеи развития. Качественное углубление и усложнение межотраслевой координации. Принятие комплексного понятия технологий, включая квалификационные стандарты, организацию труда, машины и инженерные решения, конструкции.

9.     {C}{C}Составляющие седьмого технологического уклада применительно к задачам развитию дорожного комплекса России:

·        {C}{C}Счётность и тотальная оцифровка (дигитальность) как целевых проектных параметров, так и параметров проектирования, внедрения, эксплуатации. Технологии мультипараметрического контроля (видео, шум, интенсивность грузопассажиропотоков, выбросы, аварийность и отказы). Транспортные комплексы, под управлением систем искусственного интеллекта: оптимизация глобальной логистики + обеспечение безопасности = социоэкономический эффект. Межотраслевой анализ эффектов в интересах планируемого воспроизводства и позитивного сдвига качества жизни

·        {C}{C}Антропологический «человеческий фактор», новые способности, компетентостный «взрыв». Резкий рост статуса и престижности профессии дорожника, как оператора «кровеносной системы» государства (вместо нынешнего ложного размещения в этом статусе банкиров). Введение системы федеральных и международных премий и грантов для кадров и групп поддержки (типа Eisenhower Transportation Fellowship Program).

·        {C}{C}Централизованное управление проектированием дорожного комплекса, как элемента государственной и макрорегиональной транспортной системы, на основании глобальных целей развития, в связке с задачами индустриализации, промышленного и социального развития. Проектирование синергетических эффектов, многоуровневый анализ  ожидаемых результатов.

·        {C}{C}Мультимодальные логистические хабы, пересадочные центры (аэропортов, вокзалов).

·        {C}{C}Новые идеи, физические и технологические принципы:

o   {C}{C}Новое материаловедение – армирование и микроармирование, асфальтобетон, композитные и полимерные материалы, нанотехнологии, присадки. Дизайн строительных материалов.

o   {C}{C}Концепция «вечных» дорог, индустриально-сборного гибко-монолитного дорожного строительства.

o   {C}{C}Концепция местных дорог быстрого внедрения. Эмульсии.

o   {C}{C}«Квазидороги» (полосы малой степени подготовки) для перспективных видов местного, регионального транспорта для малонаселённых районов, регионов со сложным климатом, грунтами: вездеходная техника, транспортные средства (ТС) на пневматиках низкого давления, ТС на воздушной подушке, амфибии, экранопланы и т.д.

o   {C}{C}Новые концепции организации дорожных сетей мегаполисов с учетом перспективных видов городского транспорта (электромобили, высокоманевренный персональный транспорт, новые виды общественного транспорта, интеграция с рельсовыми транспортными системами).

o   {C}{C}Интеллектуальные дороги: интегрированные информационные системы с распределенным интеллектом, организующие сбор текущей информации, он-лайн автоматическую обработку, оповещение оперативных служб и участников движения, управление регулированием движения с целями повышения пропускной способности, средней скорости и безопасности.

·        {C}{C}Сетецентричный логистическо-инфраструктурный принцип:

o   {C}{C} Переход от строительства отдельных дорог к проектированию и строительству региональных и локальных транспортных систем вокруг дорог, построенных на органичном балансе различных типов транспорта и массированного введения на базе дорожного строительства дополнительных новых типов транспорта (например, струнного или массового 3D-транспорта) и системно-инфраструктурных решений.

o   {C}{C} Концепция «ТРАНСНЕТ»: комплексное образующее решение для магистральных потоков различных типов транспорта, передачи энергии, информации, прочих видов общественных благ (воды, топлива и т.п.)

o   {C}{C}Возможность экспорта услуг по созданию региональных и локальных транспортных систем

10.           {C}{C}Развитие механизмов формирования бюджетов развития дорожной сети, дорожных фондов, обеспечение инвестиционного потенциала отрасли:

·        {C}{C}Передача придорожных земель, инфраструктур, сервисных объектов в управление либо владение собственникам новых дорог, целевое направление формируемого дохода в новые дорожные инвестиции.

·        {C}{C}Создание отсутствующего механизма формирования муниципальных дорожных фондов.

·        {C}{C}Формирование механизмов долгосрочного инвестирования в дорожное строительство за счет средств заинтересованных предприятий.

·        {C}{C}Создание концепции селективно-платных дорог, использование которых оплачивается только операторами коммерческого транспорта и грузов, без контрольных пунктов, с применением систем автоматического мониторинга.

·        {C}{C}Развитие механизмов общественного контроля над качеством, затратами и сроками дорожного строительства.

11.           {C}{C}Необходима организация новой системы стратегического планирования с тремя горизонтами: 5, 12 и 25 лет (поколенческое планирование) и новая экономика дорожного комплекса, построенная на динамических показателях развития отрасли и анализе мультипликативных эффектов в отраслях и социальных структурах на федеральном и макрорегиональном уровнях.

12.           {C}{C}Движение развития и АНО «ИДМРР» считают необходимым разработать «Дорожную стратегию (доктрину) России» на основании изложенных постулатов, с целью достижения максимальной синергетики развития ключевых отраслей, общества и территорий России.

Tags: Дорожная стратегия России, Росавтодор, Старовойт, ФДА, дороги, дорожный фонд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments