Юрий Крупнов (krupnov) wrote,
Юрий Крупнов
krupnov

Category:

Новый Омск - новый город аэрополис, который сделает Омск столицей новой индустриализации России

По итогам трёхдневной работы в Омске (17-19 марта) подготовил проектно-аналитическую записку - предложение руководству Омской области и федеральной власти:


ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ, МИГРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Об организации флагманского проекта Новый Омск – Аэрополис как механизма подъёма и развития Омской области

В рамках реализации Стратегии Омской области до 2025 года и в целях интенсификации работ по строительству международного аэропорта Омск-Фёдоровка представляется целесообразным использовать уникальное положение Омска как ведущего транспортно-логистического узла Евразии и консолидировать силы на областном и федеральном уровне вокруг принципиально нового для России и флагманского для Омской области проекта Аэро(тро)полис-Новый Омск.

В основе проекта будет лежать создание двух новых городов как центров модернизации и развития Омска – вокруг будущего аэропорта на 50 тыс. человек и на месте нынешнего аэропорта Центральный на 30 тысяч человек – и соединяющей их скоростной авто- и железнодорожной магистрали (см. Схему 1).

Новый Омск-карта-4-сжатый

В составе Нового Омска помимо аэропорта будет три зоны: логистическая, промышленная и селитебная, поселенческая. В селитебную зону войдут четыре городка: молодёжный городок, городок знаний (наукоград, академгородок), городок сеньоров (пенсионеров) и для многодетных семей (городок демографического будущего).

При этом источником стратегических доходов будут два ключевых рынка – освоения Арктики и индустриализации Центральной Азии (включая не только бывшую советскую Среднюю Азию, но и Афганистан, Пакистан и Иран), что делает Омск ключевым сибирским плацдармом освоения Северов и Центральной Азии, создания двух новых рынков (о рынках Арктики и Центральной Азии, в целом Сибири как нового центра России смотрите и скачивайте доклады нашего Института демографии, миграции и регионального развития - этот и этот).

Строительство Нового Омска требует порядка 150 млрд рублей капиталовложений, из них до 15 млрд рублей триггерных невозвратных вложений и до 90 млрд рублей долгосрочных инвестиций на 12 лет из средств федерального бюджета (Фонд Национального благосостояния или Национальный резервный Фонд).

Проект Новый Омск позволит загрузить промышленность Омской области на ближайшие 15- 20 лет и выступить основным источником доходов для бюджетов города и области.

Современными аналогами проекта Аэрополис-Новый Омск на постсоветском пространстве являются олимпийские Сочи, Сколково, АТЭС, космодром Восточный, та же казахстанская новая столица Астана и др.

Важнейшим источником доходов в Новом Омске будет реконструированный в Иртышско-Обскую водную магистраль (скачать здесь) -  глубоководного пути по Иртышу и Оби от Китая до Северного Ледовитого океана – Иртыш, в рамках единой транспортно-энергетической водной системы России и Индо-Сибирского пути («путь из индус в ханты»). Это также создаст мультиплицированный эффект взаимоусиления авиационной деятельности аэро(тро)полиса через сопряжение с возможностями речного транспорта по Иртышу и позволит восстановить и усилить Иртышское пароходство.

Расположение Нового Омска на северо-западе от Омска даст положительный социальный и экологический аспект (воспроизводства исторической модели Омска как города-сада).

Также Новый Омск позволит стимулировать создание Северного обхода Омска протяжённостью 52 км на базе расположенных по линии будущей трассы золоотвалов ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 объёмом в 50 млн. т золошлаков.

В окружении таких соседей по Западной Сибири как Тюмень — нефтяная житница страны, Новосибирск — города Сибирской фундаментальной науки, Томска — города студентов и высшего образования, реализация данного проекта позволит задать новое позиционирование и миссию Омска как столицы новой индустриализации России, поскольку разработка трёх новых рынков (Арктики, Центральной Азии и самого Нового Омска) даст заказ и толчок на создание на базе существующих старопромышленных баз промышленности нового технологического уклада, в котором опорой новой индустриализации станет приборостроение и транспортное машиностроение (в частности, в промзоне Нового Омска целесообразно построить новый авиазавод по производству самолётов для Арктики и Северов - в частности, восстановления того же Ан-74, производства модернизированного Ан-124 и "укороченного" Ан-124 ("Руслана") - и экранопланов (экранолётов).

Оператором проекта предлагается сделать специально созданную Корпорацию строительства Нового Омска (Новоомск-Строй).

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:

  Создать при Правительстве Омской области Рабочую группу по разработке и продвижению проекта Нового Омска;
    Подготовить и провести в Омске 17-20 апреля 2014 года на базе СибАДИ трёхдневную проектную конференцию в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ, «командно-штабные учения») по теме «Новый Омск на базе аэро(тро)полиса Фёдоровка как индустриально-траспортный центр развития Арктики и Центральной Азии» с приглашением федеральных и региональных органов исполнительной власти, делегаций регионов интереса для Омска (Арктика, Центральная Азия, Сибирь), бизнеса, представителей образовательных, научных и экспертных сообществ, представителей гражданского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ:
Стратегический инвестиционный проект "Новый Омск - аэрополис" был представлен в Омске 17 марта на заседании экспертной площадки «73 меридиан как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области», под председательством первого заместителя Губернатора Омской области В.Ю. Синюгина  и затем 19 марта на круглом столе "Инновации и развитие" ежегодного Сибирского промышленно-инновационного форума "ПромТехЭкспо".
Видеозапись заседания от 17 марта - ниже:

Также информация о представлении нового проекта можно найти в публикациях
здесь: Омск станет драйвером новой индустриализации и транспортного машиностроения
и здесь: Аэрополис Новый Омск на базе будущего аэропорта Омск-Фёдоровка
и по ссылкам:
http://omskzdes.ru/economics/23561.html
ПГ: Омск должен стать драйвером новой индустриализации http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0211/
Омская Губерния, Портал Правительства Омской области: Вопросы развития транспортно-логистического потенциала области обсудили участники Экспертной площадки http://omskportal.ru/ru/government/News/2014/03/18/1395154268388.html
ИА "ОмскПресс": Омск предложили сделать транспортным узлом для северных регионов http://omskpress.ru/news/48787/omsk_predlojili_sdelat_transportnm_uzlom_dlya_seve/
ИА "Омск здесь": Москвичи предложили создать New-Omsk вокруг недостроенного аэропорта "Фёдоровка"http://omskzdes.ru/economics/23561.html
РИА "ОмскИнформ": «Омск-Федоровка» будет возить грузы вдоль 73-го меридиана http://www.omskinform.ru/news/64591
БК55: Синюгин поставил Омск на одну параллель с Тюменью и Мальдивами http://www.bk55.ru/news/article/29946/
Tags: Аэрополис, Аэротрополис, Новый Омск, Омск, Омская область, Сибирь, Тысяча новых городов для России, авиапром, авиастроение, авиация, аэропорты, города развития, машиностроение, новая индустриализация, приборостроение, транспортное машиностроеине
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments